Найти в Дзене

Механика роста

На фоне турбулентности в отечественной экономике Ленинградская область сохраняет положительную динамику развития по ряду важнейших показателей

Ленинградская область вскоре отмечает 90-летие, и к этому рубежу регион подошел с весьма крепкими позициями: многим субъектам РФ найдется, чему здесь позавидовать и чему поучиться. Несмотря на кризис, ВРП Ленинградской области наряду с другими показателями развития демонстрирует стабильный рост. Так, по предварительным оценкам, в 2016 году он уверенно взял планку 800 млрд рублей, улучшив результат 2015-го на 50 млрд. Положительную динамику показал и уровень промышленного производства — 102,1%.

И подобных данных много — ​фиксируется рост доходов населения, объема привлеченных инвестиций, количества предприятий сектора МСБ и так далее. По результатам 2016 года Ленобласть вошла в топ‑15 наиболее экономически активных регионов и заняла 11-е место среди всех субъектов РФ по темпам экономического развития. Объяснение этому факту — ​наличие стимулирующих механизмов, которые региональные власти не просто имеют в своем распоряжении, но умеют использовать.


Инвестиционный подъем


Показатели инвестиционной активности Ленобласти говорят сами за себя: объем вложений в основной капитал в 2016 году — ​262,1 млрд рублей — ​на 11,6% превысил уровень докризисного 2013-го (225,9 млрд рублей). И ожидания от текущего года также позитивные, об этом говорит хотя бы тот факт, что на ПМЭФ‑2017 регион подписал соглашений на сумму, превысившую прошлогодний рекордный показатель. Глава региона Александр Дрозденко, комментируя этот факт, сообщил: «Повестка форума была для нас крайне насыщенной, по итогам двух сессий подписания соглашений регион заключил 24 инвестконтракта на общую сумму более 55 млрд рублей. Крупнейшие соглашения были заключены с Группой «Сумма» (ООО «Приморск-Развитие»), «ФИЛИП МОРРИС ИЖОРА», «КНАУФ ПЕТРОБОРД», «Метахим». Ожидается, что реализация заявленных в рамках ПМЭФ проектов позволит создать в регионе более 3 тыс. новых рабочих мест.
Ленобласть может похвастаться также большим количеством как реализуемых в настоящее время, так и уже реализованных инвестпроектов. И тут часто работает эффект снежного кома — ​успешная масштабная реализация проекта сподвигает инвестировать других. Некоторые проекты участвуют в формировании инвестклимата напрямую, играя роль катализатора.


Яркий пример — ​проект компании «ЮИТ Санкт-Петербург» («дочка» концерна YIT), которая создала на принадлежащем ей земельном участке 114 га (и ныне успешно развивает) индустриальный парк Greenstate. Компания начала реализацию этого проекта в 2017 году, и к настоящему моменту он уже более чем наполовину заполнен объектами резидентов. В июне стало известно, что их список пополнила известная финская компания Tikkurila, которая выкупила у собственника участок в 6,5 га и собирается к 2020 году перенести на него два своих производства, которые ныне располагаются в Санкт-Петербурге. Проектирование нового производственного комплекса уже стартовало, а строительство начнется в следующем году. По предварительным оценками, объем инвестиций в проект составит 30‑35 млн евро.
Похожая роль катализатора досталась и строящейся в регионе Ленинградской АЭС‑2, которая призвана поддержать и даже повысить энерговооруженность Ленобласти. Для инвестора именно этот фактор может стать решающим, особенно если речь идет об энергоемком производстве. Кстати, это один из самых дорогих инвестпроектов в России: стоимость его реализации оценивается в 245 млрд рублей.


Во многом рост инвестиционной активности в регионе обусловлен тем, что с начала XXI века Ленобласть превратилась в один из крупнейших транспортных хабов страны. Мощным фактором стала реализация масштабного и долгосрочного проекта развития порта Усть-Луга. Его финансовый объем определить сложно: в проекте в той или иной роли участвует множество компаний, и завершится он нескоро. Еще в начале 2015 года заказчик-застройщик территорий морского торгового порта Усть-Луга, коим являлось ОАО «Компания Усть-Луга», заявил, что госконтракт с Минтрансом России от 15 июня 2000 года, предусматривающий собственно создание порта, является фактически выполненным, оценив объем осуществленных вложений при этом в сумму порядка 200 млрд рублей. Если же приплюсовать проекты, реализуемые в порту ныне, а также запланированные к реализации, получится в несколько раз большая сумма. Впрочем, порт уже по состоянию на текущий момент показывает отличные результаты. Так, если за 2014 год его грузооборот составил 75,6 млн тонн и благодаря этому стал крупнейшим в Балтийском бассейне, то за 2016-й показатель вырос уже до 93,4 млн тонн; ожидается, что в текущем году он превысит 100 млн тонн. Однако есть куда расти — ​потенциальная пропускная способность порта оценивается в 191 млн тонн. Сейчас здесь работает 10 стивидоров.


Развитие перевалочного сегмента в Ленобласти (а помимо Усть-Луги в регионе развиваются и другие порты, самый мощный из которых — ​нефтеналивной порт в Приморске) стало стимулирующим фактором не только для экономики региона, но и для страны в целом. Во времена СССР на долю российских портов приходилось всего лишь порядка четверти грузооборота, основной же трафик приходился на порты прибалтийских республик. После распада Союза этот факт стал заметным препятствием — ​сухопутный транзит грузов в Калининград затруднителен ввиду его удаленности, а использование прибалтийских портов стало недешевым удовольствием. Таким образом, развитие портов Ленобласти вносит ощутимую лепту в снижение зависимости страны от прибалтийских перевалочных мощностей. Это, в свою очередь, привлекает бизнес — ​наличие транспортной инфраструктуры с приемлемым уровнем стоимости очень востребовано, особенно для тех, кто занимается экспортом.
В этом свете причины роста экономики региона, который сейчас фиксируется, становятся более очевидными. Александр Дрозденко в своем отчете по итогам деятельности правительства Ленинградской области отметил: «Сегодня я могу смело констатировать, что 2016 год стал для экономики Ленинградской области не просто годом выживания, как для большинства субъектов Российской Федерации, а годом роста. Если в предыдущем году мы с осторожностью говорили о том, что наши первые результаты в антикризисном плане внушают оптимизм, то сегодня мы уверенно заявляем, что экономика региона работает и будет, самое главное, работать абсолютно стабильно».


Как выглядит настоящая системная поддержка


У инвестиционного успеха Ленобласти есть, помимо интенсивного развития портовой инфраструктуры, другое слагаемое. Это система государственной поддержки инвестпроектов, которую отличает две важные черты. Во-первых, она носит всеобщий характер — ​на определенные государственные преференции могут рассчитывать любые инвестпроекты, удовлетворяющие критериям, а не только те, чьим инициаторам удалось заполучить персональное расположение региональных властей. Во-вторых, она технологична — ​осуществляется по принципу «одного окна», что значит отсутствие необходимости десятка согласований в десятке кабинетов — ​все взаимодействие ведется через фронт-офис Агентства экономического развития Ленинградской области, где инвестора могут также и проконсультировать. При этом решение о предоставлении тех или иных льгот принимается в кратчайшие сроки, не более 35 дней.


По словам Дмитрия Ялова, заместителя председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям, инвестпроектам стоимостью от 300 млн рублей, планирующимся к реализации в регионе, предоставляются налоговые льготы на определенный период. В частности, обнуляется налог на прибыль, а ставка по налогу на имущество снижается до 13%. На текущий момент инвестиционный портфель области состоит примерно из 170 инвестпроектов разной стоимости (от десятков миллионов до десятков миллиардов рублей), рассчитанных на реализацию до 2023 года. А это значительный задел на будущий рост экономики региона, новые рабочие места, новые поступления в бюджет и, что сейчас немаловажно, какой-то залог стабильности экономического развития.


Однако не только льготы стимулируют экономический рост. Многочисленные примеры, в том числе и зарубежные, показывают, что эффективными инструментами привлечения инвестора являются кластеризация и развитие масштабных специализированных промышленных площадок — ​индустриальных парков. Последние способствуют минимизации издержек инвестора: как правило, индустриальные парки обладают, помимо собственно территории, высоким уровнем готовности транспортной и другой инфраструктуры, в том числе и коммуникаций. Сейчас в Ленобласти порядка 30 индустриальных парков, как частных, так и государственных.
Кроме того, в Ленобласти насчитывается 11 кластерных инициатив, из которых 7 являются приоритетными — ​кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий, судостроительный кластер, автомобильный, кластер строительных материалов, пищевой промышленности, лесопромышленный и нефтегазохимический кластеры.


Экономический рост — ​вещь, которая, конечно же, невозможна без государственных вливаний в инфраструктуру. И в Ленинградской области это, судя по всему, очень хорошо понимают. Взять, например, транспортную сферу, критически важную для бизнеса практически любого типа: одним развитием портовой инфраструктуры тут не ограничишься. Нужно также строить и ремонтировать автодороги, развивать пропускную способность основных артерий. Эта работа требует огромных денег, но она ведется. Так, Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года предусматривает финансирование в размере 2 трлн 455 млрд руб. только в консервативном варианте, а в инновационном — ​почти вдвое больше — ​4 трлн 695 млрд руб. С другой стороны, и результаты реализации этой Стратегии планируются впечатляющие. Например, ожидается, что будет построено 486,8 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 77 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, 100,6 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга (по консервативному варианту — ​314,2 км, 49,6 км и 77,1 км соответственно). Будет реконструировано 838,5 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 292,3 км автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области, 70,8 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения Санкт-Петербурга (по консервативному варианту — ​500 км, 194,9 км и 47,2 км). Кроме того, планируется строительство десятков путепроводов, грузового аэропорта Усть-Луга, крупных транспортно-логистических центров, парковок для грузовых автомобилей и многого другого. Программа амбициозная и, конечно, дорогая, но она очень нужна как городу, так и Ленобласти — ​ее реализация станет серьезной заявкой на дальнейший опережающий рост.


Жилье плюс комфортная среда

Темпы роста объемов ввода жилья в Ленобласти на самом деле поражают: если еще в 2013 году было введено 1,36 млн кв. м, то к 2015-му цифра подскочила до 2,33 млн. В 2016-м произошло небольшое проседание объемов ввода (2,2 млн кв. м), связанное с тем, что в разгар кризиса новых объектов закладывалось, конечно, меньше, чем обычно. Однако уже первое полугодие 2017-го показывает возобновление роста показателей. Что тем более интересно, ведь именно строительство как один из высокорисковых сегментов первым приняло на себя последствия резкого падения рубля. Инвестора можно мотивировать строить, если он будет уверен в стабильности региона, и в том, что его объект будет в итоге успешно распродан. По словам Михаила Москвина, заместителя председателя правительства Ленинградской области по строительству, практически все питерские застройщики успешно реализуют проекты, не в последнюю очередь — ​благодаря открытой и понятной политике взаимоотношений с властями, а также устойчивости их принципов. Кроме того, в востребованность возводимого жилья вносит свою лепту программа «Соцобъекты в обмен на налоги», в рамках которой застройщики, реализуя комплексные проекты, за свой счет строят и объекты социальной инфраструктуры, например детские сады, школы и поликлиники. Затем государство выкупает эти объекты, расплачивается с застройщиком за счет весомой части его же налоговых платежей. Такая схема работы выгодна и удобна обеим сторонам — ​и местным властям, поскольку нет нужды строить эти объекты за свои деньги, и застройщику, жилье которого будут охотнее покупать ввиду наличия детского сада или школы на территории того или иного комплекса. Ведь проблема нехватки мест в детских садах и школах знакома многим российским территориям, и особенно тем, кто быстро развивается, не понаслышке. Темпы застройки таковы, что сектор «социалки» за ними хронически не успевает. А «играть на опережение сложно», налоги ведь поступают с определенным временным лагом. Поэтому программы такого типа, предполагающие самостоятельное возведение социальных объектов застройщиком с последующей компенсацией затрат, могут стать хорошим кейсом для тиражирования.