Найти тему

#мотивация - 2

В прошлой части мы начали разговор про перевод среднего персонала (медсестер, администраторов) с простого оклада на систему оплаты, включающую некоторую переменную часть, зависящую от результатов труда.

Работа по созданию системы строится в несколько этапов и требует взвешенного подхода. Ошибки в планировании, непродуманность критериев и коэффициентов могут привести к недовольству персонала или к необоснованному росту фонда заработной платы.

Фрагмент расчетного листа медсестры
Фрагмент расчетного листа медсестры

Этап 1. Определите, до какой максимальной суммы вы готовы поднять заработную плату и какова минимальная сумма, которая не вызовет у сотрудников немедленное желание уволиться. Это будет та вилка, в которой вы будете маневрировать.

Этап 2. Определите, какое максимальное количество человеко-часов вырабатывают ваши сотрудники. Умножив его на максимальную стоимость часа, вы получите предельную величину ФОТа. Можете поступить и по-другому: определить итоговую максимальную заработную плату сотрудника или предельный ФОТ.

Вот, например, выдержка из обоснования одной из систем мотивации, которую я готовил для администраторов:

Рабочие смены администраторов:
Будни: с 8:30 до 20:30 (12 часов)
с 09:30 до 21:30 (12 часов)
с 10:00 до 19:00 (9 часов) (телефон)
Выходные: с 09:30 до 17:30 (8 часов)
с 10:30 до 18:30 (8 часов)
Соответственно, выработка администраторов за неделю составит:
5 х 2 х 12 + 5 х 1 х 9 + 2 х 2 х 8 = 197 человеко-часов
Учитывая, что ориентировочная зарплата должна составить в среднем 40 т.р. в месяц (+/- в зависимости от структуры будни/выходные), зарплатный фонд на их дежурства составит 200 т.р. Принимая среднюю длительность месяца в 4,3 недели, получаем, что суммарная стоимость часа должна составить:
200 000 / (197 х 4,3) ≈ 240 р/час»

Этап 3. Определите критерии, которые будут заложены в систему мотивации. Как я уже писал, в своем проекте я разделял критерии на «штрафные» и «премиальные». В категорию штрафных, например, попали:

- соблюдение стандартов внешнего вида

- соблюдение режима работы

- соблюдение кассовой дисциплины и надлежащее ведение кассовой документации

- надлежащее ведение отчетных и внутренних документов, МИС, статформ

Всего в категории «штрафные» набралось 8 пунктов, за исполнение каждого происходило начисление некоторой суммы к почасовой ставке. Важный момент: критерии оценивались 4 раза в месяц, чтобы ценность их сохранялась на всем периоде расчета.

В категорию «премиальных» я включил, например, такие показатели, как:

- средняя оценка звонка

- интенсивность приема пациентов

- исполнение финансового плана за месяц

Всего в этой категории оказалось 5 пунктов. Часть из них были индивидуальными, часть – общими (как для отдельной смены, так и для подразделения в целом). Некоторые подсчитывались в конце месяца, некоторые – два раза в месяц, а некоторые – каждый день.

Напомню, что критерии должны удовлетворять основным требованиям:

- прозрачность

- измеримость

- воспроизводимость (в любой момент вы должны быть способны - воспроизвести расчет показателя)

- исполнимость / достижимость

- пребывание в ведении исполнителей

В следующей части я закончу рассказ о принципах построения системы, расскажу об особенностях системы мотивации медсестер, возможностях, которые дает этот инструмент, а также о потенциальных проблемах.