Я много езжу по миру, выступаю, но все равно часто вспоминаю свой родной город. Туапсе для меня самый красивый город в мире, для человека нет ничего лучше его малой родины.
Нидерландская газета Volks krant писала о его выступлении на Jazz Zomer Fiets Tour в 2006-м: «В его трактовке даже знакомые вещи вызывают мурашки по коже». «Его игра впечатляет ироничностью и виртуозностью», — это уже New York Times.
Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в Туапсе, любовь к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а позже на аккордеоне. В восьмидесятых Алексей закончил Гнесинку и получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. Позже работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского и в Государственном Академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной.
В 2007—2009 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс ЕВРОВИДЕНИЕ в 2009 году и Олимпийские игры в Ванкувере в 2010.
Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары.
Девятилетним мальчиком он пришел в класс балалайки в Туапсинскую музыкальную школу.
– Лёша был примерным мальчиком, – вспоминает Евгения Николаевна Кулишова, – но очень упорным. Когда он ко мне пришел, мы полгода «переставляли» ему руку. Это требовало постоянных, даже физически трудных тренировок, как в классе, так и дома. Леша терпел, но зато уже в третьем классе он переиграл меня, исполнял произведения училищного репертуара, а в пятом — дал свой сольный концерт…
– С теплотой вспоминаю тот далекий 1978 год, – рассказывает Ирина Приданова, – когда я, комсомолка, правда, не спортсменка, но красавица, приехала в Туапсе и пришла работать в музыкальную школу концертмейстером в класс балалайки к Евгении Николаевне Кулишовой. Ей тогда было всего 20 лет, но она уже была настоящим профессионалом.
Ирина с ностальгией вспоминает их класс № 19 с выкрашенными свежей краской стенами и портретами знаменитых балалаечников. Мог ли тогда подумать скромный туапсинский мальчик Алеша Архиповский, часами перебиравший струны под портретом знаменитого виртуоза Михаила Рожкова, что спустя много лет его кумир скажет о нем: «Удивительное явление в искусстве игры на балалайке! Я сам провёл с балалайкой 70 лет, но увидел через 70 лет такую вершину техники! Честно говоря – не ожидал… Героический труд! Честь и слава!»
В 1998 году в русском народном ансамбле «Россия» Людмилы Зыкиной заболел балалаечник, пригласили Архиповского. На одном из концертов зрители попросили продемонстрировать все возможности балалайки.
– Даю пять минут, – сурово сказала Людмила Георгиевна. – Сможешь удержать зал – будешь работать у меня!
Зал не отпускал Алексея двадцать минут.
- Это связано с менталитетом, с комплексом неполноценности, который есть в русском человеке. Мы всегда немного принижаем, посмеиваемся, недооцениваем себя. Я довольно много езжу по миру и вижу, как относятся к национальной культуре в других странах. Они ее поддерживают и развивают. А у нас национальная политика связана, видимо, только с попсой.
Излишне спрашивать, было ли у тебя детство счастливым. Если к балалайке прибавить еще Черное море…
- Да, море, море… В основном меня всегда подводный мир очень занимал. Это было самое большое мое увлечение.
- То есть ты плавал вот так, с ластами…
- Да, вот так с ластами, и под водой обычно. Сначала под водой – это же самое интересное.
- Кто из морских жителей тебя больше всего поразил?
- Из морских жителей? Да трудно сказать. Просто сама атмосфера. Тянуло неудержимо.
- Какой у тебя образ города твоего детства?
- Море. Море. Горы. Балалайка. Солнце. Почти Италия.
18 марта 2011 года Алексей Архиповский попал в российскую книгу рекордов в номинации " лучший в мире балалаечник". В связи с этим Алексею выдан сертификат # 2084 Международным Агентством Рекордов и Достижений, а информация послана в книгу рекордов Гиннесса.
По материалам "Туапсинские вести", "Жуковские вести". Обширное интервью «Мне кажется, степень правдивости – это и есть степень талантливости человека».
Друзья! Найдите пару-тройку минут не столько для комментария, а для просмотра хотя бы одного ролика. Вы откроете для себя удивительный мир и уверяю: все плохое уйдёт на время погружения в мир музыки.
#Туапсе #Архиповский #музыка #искусство #культура #общество