Со 2 по 5 ноября 2017 года в Париже пройдет престижный Международный салон культурного наследия. 350 участников из разных стран мира представят уникальные предметы, отреставрированные или созданные с применением старинных технологий и материалов. Среди экспонатов в залах "Карусель дю Лувр" будут изделия, выполненные из "солнечного камня" — янтаря, творческого объединения "Прусский мед" и художника-камнереза Константина Бушмелева из Калининградской области. Корреспондент ТАСС поговорил с мастерами и узнал, чем российские умельцы хотят удивить искушенную французскую публику и чего сами ждут от этой поездки.
Камнерез и художник
Совсем недалеко от Калининграда находится дом художника-камнереза Константина Бушмелева. Ехать от центра города недолго, однако найти сам дом удалось только при помощи навигатора и ориентиров по телефону от хозяина дома. Хозяин встречает гостеприимно, ведет в дом, в свою мастерскую на первом этаже. Принято считать, что художники живут в атмосфере творческого беспорядка, но здесь стереотип рушится: в мастерской идеальный порядок. На столах — изделия из янтаря разной степени готовности, на стенах — чертежи и фотографии готовых произведений.
Для выставки, говорит Бушмелев, ничего специально не изготавливал, повезет то, что было сделано ранее. "Это графин с двумя стаканами, небольшая ваза с яблочками, четыре небольших шкатулки и другие изделия, а также самая сложная работа — ваза из натурального янтаря, которая называется "Старик и море", — рассказывает Константин Бушмелев.
Бушмелев говорит, что участие в Салоне, "во-первых, очень престижно; во-вторых, это хорошая возможность завести новые знакомства и, может быть, найти новых покупателей, а также посмотреть на работы других художников".
Мастер профессионально работает с янтарем с 1995 года и сегодня признан одним из лучших в Калининграде. "На самом деле с янтарем я стал иметь дело еще раньше — с детства. Еще ребенком я собирал его на берегу моря, точил и пытался что-то из него сделать", — вспоминает художник.
А потом Бушмелев побывал в калининградском Музее янтаря — единственного в стране. Именно после его посещения он стал более серьезно заниматься своим увлечением и делать сложные вещи. Тогда Константин еще не представлял, что когда-то в этом музее будут выставляться и его изделия.
Константин рассказывает, что сначала замысел нового изделия рождается в голове в абстрактном виде, затем переносится на бумагу в виде чертежа в натуральную величину и уже потом реализуется. Технологию, по которой он работает с янтарем, он изобрел сам.
"Я ни у кого не "передирал" готовые идеи, а разработал свою технику сборки янтарной мозаики по принципу токарной работы, — рассказывает мастер. — Собранная мозаика обрабатывается на разработанном мною специальном станочке ручной токарной обработки янтаря. Станок позволяет делать изделия любых размеров".
Мастера "говорящего" камня
Второй участник — творческое объединение "Прусский мед" — уже не новичок Салона. Художники-ювелиры под руководством автора проекта Ланы Егоровой отправятся в Лувр во второй раз. По ее словам, проект создавался "на основе искусства Северо-запада России и Прибалтики".
"Я часто слышала, что мы здесь живем без корней, на чужой земле, что школы ювелирной нет, художников нет. И мне захотелось на основе местного культурного наследия делать современные вещи. Вопрос не был ни изучен, ни систематизирован, и мы стали собирать информацию, два года готовили материал, в основном это были непереводные издания, и наконец набрали, что называется, критическую массу по истории нашей местности".
Лана избрала и особую форму работы — "пускать людей внутрь рабочего пространства", давать им возможность участвовать в творческом процессе и параллельно рассказывать, чем занимаются в проекте. "Мы постоянно проводим мастер-классы, даем людям обработать янтарь на станке, как это делали в старину, и это становится все более востребованным. С помощью нашего консультанта можно самостоятельно собрать ювелирное украшение в этническом стиле".
В этом году калининградские художники представят изделия, получившие признание на престижных конкурсах, в частности, работу "Небесный корабль", ставшую победителем конкурса ювелиров в Калининграде в номинации "Метафора" и несколько ювелирных украшений. Каждому изделию "Прусского меда" присваивается свое название или, правильнее сказать, имя. Например, в Париж отправятся "Песня солнца", "Шепот луны", "Небесный пахарь", "Сладость", "Викинг", "Вуаль королевы Луизы", "Горячее сердце" и другие изделия с не менее поэтичными названиями, всего более 200 единиц. Некоторые вещи неповторимы по дизайну, а в составе самих изделий — уникальные "солнечные камни".
"Кроме изделий, мы везем в Париж свой станок по обработке камня и будем предлагать всем желающим попробовать обработать янтарь", — рассказывает Егорова.
"Немногие знают, что янтарь может быть любого цвета: от черного до белого с медовыми, голубыми и зеленоватыми оттенками. Я как ювелир, работающий с этим камнем всю жизнь, не перестаю им восхищаться, потому что все творческие задумки, которые художник может себе вообразить, он может и воплотить с этим камнем на практике. Янтарь — говорящий камень, в нем всегда присутствует рисунок", — считает Лана Егорова.
Помимо янтаря "Прусский мед" работает с керамикой, кожей, текстилем, изготавливает авторские игрушки и даже выпускает свою линию одежды из льна и трикотажа. Но вне зависимости от материалов, работы "Прусского меда" объединяет то, что они сделаны "по законам искусства", — говорит Егорова.
Лана считает, что нужно четко различать промышленное ювелирное производство и творческую индустрию. И если в первом случае людей интересуют "поточные" вещи, большие объемы и серьезные заработки, то во втором во главу угла поставлено искусство. "Помимо того, чтобы сделать вещь хорошо и качественно, мы обязательно стараемся реализовать в ней какую-то интересную идею", — считает она.
Когда смотришь на работы "Прусского меда", кажется, что в каждую из них вложены смысл и какая-то сила. К примеру, на многих украшениях, картинах, посуде и одежде можно встретить изображения рыбы, а это древний символ изобилия и плодородия, а также символ христианства. Издревле считалось, что подарить человеку вещь с изображением рыбы — значит, пожелать ему здоровья и благополучия.
Себя показать и поучиться
Если в России про янтарь и изделия из него знают далеко за пределами Калининградской области, то в Европе он известен в основном в Польше и Германии. За пределами Европы янтарь знают и ценят разве что в Китае, где он считается священным камнем. Поэтому не исключено, что многие посетители Салона не только не видели раньше "солнечный камень", но даже не знали о его существовании.
"Этот салон необычайно хорош — он один из крупнейших в мире, — говорит Лана Егорова. — Эстетика, которую предлагают французы, уникальна. На нем каждый сантиметр стендов — сам по себе произведение искусства, можно ходить и учиться. Одно из правил салона — на каждом стенде мастер показывает свое ремесло. И мы тоже везем туда свой станок по обработке камня. В прошлый раз, когда мы там были, имели очень серьезный успех: мы предлагали всем желающим попробовать обработать янтарь".
К примеру, после салона 2014 года творческое объединение "Прусский мед" пригласили принять участие в Рождественской ярмарке в Париже, где в течение двух недель калининградцы радовали земляков "короля-солнца" светом солнечного камня.
Константин Бельченко
Смотрите также:
Кто и зачем приезжает к памятным местам ГУЛАГа
Ингушские аграрии делают коровам массаж и педикюр
Небесный "зонтик": как охраняется небо Москвы