Как вы наверное все уже знаете, в 1970-х Philippe Herreweghe основал и возглавил собственной хор Collegium Vocale Gent (тогда еще просто "Collegium Vocale"), куда сильно позже, только в 1990-е вошел инструментальный ансамбль (барочный оркестр).
Я этот факт узнал, как говорится, опытным путем. Когда мне несколько лет назад дали его запись (по-моему все банально, и это был "Реквием" Моцарта), я не мог поверить, что в хоровом исполнении не просто отчетливо слышу и разбираю каждое слово, а улавливаю даже его значение – как-будто единое для большого количества разных людей разных восприятий.
А совсем недавно, в 2010-м, Херревеге основал свой музыкальный лэйбл под названием 𝛗 (PHI), где к слову 2 года назад вышла совершенно сногсшибательная запись "Die Schöpfung" Гайдна (послушайте, если есть время). Не мне вам рассказывать как это прекрасно, когда большой дирижер фокусируется не только на концертах, но и на студийной работе. Все же взаимодействие с музыкой – процесс всегда предельно интимный, ее восприятием сложно поделиться. И иметь возможность в одиночестве на хорошей технике включить именно срежессированную дирижером запись, а не просто записанный и сведенный лайв – это особое наслаждение. Не буду и говорить, что Херревеге – один из 5 мировых дирижеров, чьи релизы в абсолютно полном составе хранятся в моей коллекции.
Но, к сожалению, такая как сегодня возможность работы со звуком была доступна не всегда. И запись "Vespro della Beata Vergine" ("Вечерня Пресвятой Девы Марии") Монтеверди меня раздосадовала. Именно своим качеством. Она была сделана 30 с лишним лет назад, еще до моего рождения, технические возможности были не совершенны и звук совершенно не пробивался через запись. Он был где-то там, какой-то уплощенный.
И вот, сейчас, уже совсем легендарный и большой мастер привез "Vespers" в Москву "живьем" с божественным составом и своим уже отточенным коллективом. Конечно в первую очередь меня интересовало что именно изменится в трактовке, подаче, выразительности, но во-вторую – просто хотелось услышать "Вечерню" Херревеге в полную мощь. Поскольку даже в сомнительном качестве та запись производила сильное впечатление и основательно меняла восприятие этой музыки.
Тут в первую очередь важно отметить, что сама "Вечерня", несмотря на местами радикальные для своего времени сочетания литургического песнопения, полифонии, оперного стиля и позднего ренессанса — это произведение с сильным религиозным содержанием. А религиозное – наверное самое сложное для выражения, поскольку форма взаимоотношения с Абсолютом у каждого человека индивидуальна, она очень закрыта, порой настолько, что сам человек не отдает себе в ней отчета, и попасть в нее, взаимодействовать с ней, как мне кажется, невозможно.
Но Херревеге удалось сделать невозможное. Он сумел вообще изъять религиозное воздействие (даже не смотря на содержание текстов) и при этом не скатиться в светское прочтение. Его исполнение получилось, если позволите, трансцендентальным. То есть оно обращается к тому, что неотделимо от нашего сознания, что находится у нас в голове, но при этом не подлежит наблюдению.
Я признаюсь не могу объяснить как ему удалось этого достичь, но немного жалею, что в Москве исполнение проходило в Концертном зале им. П.И. Чайковского, а не в каком-нибудь соборе, где на таком фоне выход за пределы религиозного субъективизма оттенялся бы еще фактурнее.
Но вторая важная для меня деталь состоит именно в том, с чего свою карьеру Херевегге начинал – работа со словом. "Вечерня" - это с одной стороны вокально-хоровое произведение, но с другой – обильно оркестрованное. И тут надо знать одну особенность как Херревеге работает с оркестром: он заставляет не только солистов и исполнителей хора, но и каждого музыканта разбирать и до запятой знать текст произведения. По его убеждению музыкант не может звучать убедительно, если в каждую секунду, на каждой гласной он не будет понимать о чем идет речь.
Возможно это обстоятельство привело к тому, что оркестр тут не обслуживает вокально-хоровые партии. Он существует на равных, не задавливая, но и не аккомпанируя. Это очень тонкая грань, еще вчера я бы сказал, что вряд ли уловимая, но сегодня она была поймана и продемонстрирована (особенно отчетливо в финальном Магнификанте).
И по сути сегодняшним триумфальным исполнением Херревеге постулировал — в начале было слово. А, как я уже отметил, слово здесь –трансцендентально, оно само, в себе, про себя. А трактовки, смыслы и объяснения – все это уже потом, у каждого свои, и не суть важно.
Меня конечно легко обвинить в необъективности и даже крайней форме фанатизма, но именно вследствие всего упомянутого мне сегодняшнее исполнение Vespro кажется непревзойденным.
Простите этот пафосно-экзальтированный спич, но я и его из себя выдавил с большим трудом.
Gloria Philippe et Collegium Vocale Gent et Dorothee Mields et Barbora Kabatkova et Benedict Hymas et William Knight et Samuel Boden et Reinoud Van Mechelen et Peter Kooy et Wolf Matthias Friedrich
et nunc et semper
et in secula saeculorum.
___________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/352954168486826
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant