Ребята, закончилась Территория.
И есть в мире одна вещь, которая очень простая, но которой мы к сожалению редко пользуемся – это благодарность.
Я много раз говорил, что "Territoriя" – фестиваль, который мы непонятно чем заслужили. Мы, которые преимущественно ходим в одни и те же театры, на одних и тех же режиссеров, как в облюбованный ресторан, где заказываем "как всегда", чтобы не рисковать.
Меня давно занимает один факт – в русском языке нет слова "open-minded". Мы конечно заимствовали громоздкую переводную конструкцию "открытость к новому, открытость разума", но это все для нас неестественные определения, и они только констатируют явление, в то время как open-minded несет именно _стремление_ расширять границы своего разума, свой рациональный опыт. Возможно в этом одна из особенностей нашего менталитета. Нам более свойственны такие понятия как "сердечность", "открытость", апеллирующие непосредственно к чувственному ощущению, стремлению разделить эмоцию.
Отсюда у нас в культурной сфере вообще и в театральной в частности так много сентиментального. Как плохого, так и хорошего. И так мало нового, свежего и смелого. У нас просто нет на это запроса. Мы не привыкли рисковать, хотя и любим пить шампанское.
Поэтому мне важно сейчас проговорить, что в этом году сделала "Территория". Проговорить не с точки зрения эмоционального попадания, восторгов и огорчений, не с точки зрения оправданности и разочарования ожиданий, а именно с позиции факта.
Мы увидели как спектакль может интегрироваться в музейное пространство (6-часовая "Изнанка" Папаиоанну) и как вроде бы музейная инсталляция может стать полноценным спектаклем ("Наследие" Rimini Protokoll). Видели как театр может стать фильмом ("ВМаяковский" Шейна) и как кино может стать спектаклем ("Цирк" Диденко). Как наш режиссер работает с мировой публикой и европейскими артистами ("Ближний город" Серебренникова) и как мировой режиссер работает с нашими артистами ("Все, что со мной рядом" Рубио). Как можно музыку исполнить телом, а не музыкальным инструментом ("Фаза" Кеерсмакер) и что мы сами и все вокруг нас – музыка ("Я сижу в комнате" Волкострелова). Как разговор обычных людей может выстроить спектакль ("Тобольск" Брусникина) и как спектакль может стать разговором обычных людей ("Война и мир" ГобСквода). Более того, нам показали как спектакль может трансформироваться в виртуальную реальность ("Ночь в Библиотеке" Лепажа), как дискуссия театральных деятелей может стать новой театральной формой ("Новый мир" с Богомоловым), и конечно царствующего и парящего над всем театральным миром Фабра с его "Бельгией".
А это даже не полный список.
Разумеется абсолютная ценность программы Территории в этом году не столько даже в перечисленном, но все перечисленное позволяет оценить диапазон спектра, масштаб замысла. Территория стабильно из года в год привозила нам что-то интересное и свежее (например, у меня много знакомых, которые до сих пор вспоминают "Зимний путь" в трактовке Курентзиса, но мало кто из них помнит, что и он проходил в рамках "Территории"), но тот уровень, на который фестиваль вышел в этом году – боюсь вряд ли даже повторим. Хотя я люблю удивляться и искренне хочу в данном случае заблуждаться.
Помимо прочего, Территория – не просто фестиваль. Это еще и школа. Где студенты за эту пару недель посетили главные театральные Мекки, участвовали в мастер-классах от настоящих гуру (начиная с Фабра и Васильева и заканчивая сценографами, драматургами и даже интендантами мировых оперных домов). На многие дискуссии вход был открыт для широкой публики, и достаточно было проявить немного интереса и уделить немного внимания, чтобы многое из этого застать.
Вообще, я уже отмечал, что когда на Страстном бульваре сталкиваешься с Фабром, после чего идешь на легендарную Кеерсмакер, где она выходит на сцену лично в качестве исполнительницы, встречаешься в фойе с Аллой Демидовой или Анатолием Васильевым, в кафе вдруг подсаживаешься к Фернандо Рубио, который хочет непременно узнать, что именно его спектакль дал конкретному тебе, и даже в районе удаленной площади курского вокзала проходишь мимо Марюса Ивашкявичуса – это такой новый опыт взаимодействия с городом и окружающим, который даже и представить себе было невозможно. Как там пафосно говорят: "театр должен подтягивать зрителя на новый уровень, а не опускаться до его"? Ну скажите мне что это, если не оно.
И да, я посетил много мировых фестивалей, и давно уяснил, что хороший фестиваль – это в первую очередь именно хорошая программа. Если тебе на входе делают массаж, облизывают, а потом в зале ты сидишь и несколько часов видишь "ни-че-го" (а такие случали были), это — не фестиваль вообще. Но в данном случае лично мне везло и с организацией. Мне всегда попадались молодые и задорные волонтеры, которые просто светятся восторгом от сопричастности происходящему, лишь усиливая трепет.
Более того, я за день до Фабра наслушался вот этих "7000 рублей за билет? Да я в .... (подставь название любого европейского города) за 20 евро ходил(а)!".
Но, господа, никто не виноват, что вы аукнулись за неделю до. А я вам могу достоверно доказать, что на Фабра, например были билеты по 750р и по 1000р. Их было много. Они были долго. С этих мест было все видно. На Кеерсмакер билеты начинались от 500р. Это все сильно меньше 20-ти евро, а где-то и 10-ти евро. Более того, Лепаж например идет бесплатно (достаточно купить билет в музей), Рубио и Папаиоанну были так же по билету в музей. На многие спектакли были не просто скидки студентам, а даже для простых зрителей в процессе снижалась цена. Фестиваль, как мало кто, открыто работал с пожеланиями зрителей. Не говоря о том, что все творческие встречи проходили бесплатно. Нужно было только вовремя зарегистрироваться.
Поэтому все разговоры об "элитарности" мне кажутся, простите, глупыми. Это не "Территория" является "элитарной", это мы сами своим нежеланием проявить минимум интереса к тому, что этого более чем заслуживает, ее такой делаем. И отнюдь не цены на события в данном случае виной. Рациональная часть меня до сих пор не понимает как фестивалю удастся выйти в успешную капитализацию с таким добродушным отношением к зрителю и уважением к его возможностям.
Я понимаю, что на мероприятиях подобного масштаба всегда будут обиженные и недовольные, как и счастливые и довольные. Я лишь хочу заметить, что никакого специального отношения ко мне не было. Большинство организаторов (не говоря уже о волонтерах) тупо не знают даже как я выгляжу (я продолжаю извлекать выгоду из этого). На что-то я зарегистрировался. На что-то не успел, и меня пропустили. На что-то и не пустили (я признаться хотел таскаться за студентами всюду, по всем мастер-классам), но заявку-то на образовательную программу я сам не подал. Поэтому винить некого.
Но даже посетив почти всю "шоу-программу" и от силы треть "образовательной", я устал так, как никогда прежде. Разумеется это приятная усталость. Но я боюсь себе представить каково было "по ту сторону" фестиваля. Поэтому считаю важным и нужным передать всем причастным, каждому волонтеру, каждому, кто помогал и каждому, кто позволял этому происходить (материально и нематериально) – огромное спасибо!
Вы сделали дело невероятной важности!
И я (корыстно) надеюсь, вы получили достойную эмоциональную отдачу, чтобы это продолжать!
Спа-си-бо!
Как я говорил, невозможно поверить, что все это с нами происходило. Но еще тяжелее осознать, что прошло.
К хорошему привыкаешь быстро.
Поэтому для тех, кто все проспал – до 12 ноября еще идет "Ночь в библиотеке" Лепажа. Сходите хоть одним глазком.
А всем, кто сейчас так же как я ощущает себя растерянным и не понимает куда теперь после всего этого театрального пиршества идти – ребята, не пропустите Festival NET.
Я знаю, что многие мои друзья уже скупили полностью "Великого укротителя". Но там еще минимум три маленьких, коротких, но очень интересных спектакля (обратите особенное внимание на Луца и Родригеса, пожалуйста), которые гарантированно помогут пережить холодную осень. :)
Если "Территории", одному из самых демократичных к зрителю фестивалей, приписывают "элитарность", то за NET'ом тянется шлейф "интеллектуальности".
И это тоже не совсем так.
Поскольку такие фестивали – это не праздник для прожженных театралов.
Театралы в нашей стране – почти обзывательство. Это те, кто ходят в одни и те же театры и дальше них выходить не готовы.
А это фестивали в первую очередь для людей, но разумеется, для "open-minded" людей.
Людей, которые именно _стремятся_ расширять свои границы познания и готовы к этому процессу подключать других.
А, если что-то и имеет важное значение для развития нашей страны (уж простите!), то безусловно вот такие процессы.
Спасибо, Территория!
Ждем, Net!
___________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/351537651961811
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant