Первые «Тигры» были захвачены советскими войсками в ходе его боевых испытаний под Ленинградом, что в дальнейшем позволило нашим подготовиться к противостоянию с ним на Курской дуге.
По легенде, описанной в мемуарах Жукова, дело было как на этой картине- пять легких танков Т-60 под огнем противника отбуксировали танк с тактическим номером «100» в расположение советских войск.
На самом деле – танк был захвачен, но вот героической транспортировки не потребовалось, потому что вот как было дело по воспоминаниям непосредственного участника захвата:
«после 16.00, когда уже начинало смеркаться, по дороге от Пильной Мельницы к Рабочему посёлку № 5 появился одиночный танк. Не доходя 200 м до юго-западной окраины посёлка правой гусеницей на развороте он сошёл с накатанной дороги в кювет, занесённый снегом и наклонился на правый борт.
Поскольку по этой дороге наступали ленинградцы и тянули с собой на лыжах стальные пулемётные колпаки, то наши бойцы приняли этот танк за наш — ленинградский и не обратили на него внимания. Из танка вышли какие-то люди, но как только к ним направились наши сапёры и стрелки, эти люди бросились бежать через торфяной карьер в направлении Рабочего посёлка № 6. Наши воины открыли по ним огонь, но штабеля торфа в карьере и сгущающиеся сумерки позволили бегущим скрыться. Сапёры и стрелки подошли к танку необычного вида с длинной пушкой с дульным тормозом.
На башне белой краской был нарисован мамонт с поднятым хоботом (эмблема 502-го тяжёлого танкового батальона), поэтому бойцы и назвали танк — „Слон“. Танк стоял с открытыми люками, совершенно целый, даже с неповреждённой краской. Я, как командир взвода инженерной разведки, послал своего бойца с донесением о танке дивизионному инженеру, а сам начал осторожно обследовать незнакомую машину.
Из штаба армии последовал приказ установить охрану танка и не допускать в него никого, до прибытия специалиста..»
В ночь на 20 января 1943 года танк своим ходом проследовал до железнодорожной платформы и был переправлен в тыл для изучения.
И все равно – картина добротная, а танк наши захватили. И это самое главное.