Найти в Дзене

Как оценить силу конкурентов?

Чтобы оценить уровень конкуренции, нужно заполнить несколько простых таблиц. Вот пример.

Пример таблицы оценки пяти сил
Пример таблицы оценки пяти сил

Каждый параметр оценивается в баллах, от 1 до 3. Оценка в 2 балла выражает промежуточное значение параметра.

1. Существующие конкуренты

Здесь оцениваются:

  • количество фирм, присутствующих на рынке (1 - мало, 3 - много);
  • темп роста рынка (1 - растет, 3 - не растет или снижается). Узнать, в какую сторону движется рынок можно из интернета, отраслевых журналов, собственных исследований;
  • уровень дифференциации товара или насколько различаются свойства товаров разных фирм (1 - товары разных фирм значительно отличаются - разнообразие тортов, 3 - компании торгуют похожими товарами - несколько стандартизированных сортов муки);
  • ограничение в повышении цен (1 - ценам есть куда расти, то есть товар недооценен, или быстро увеличивается спрос, 3 - отсутствует возможность повышения цены).

2. Потенциальные конкуренты

Здесь оцениваются:

  • эффект масштаба (1 - присутствует, 3 - отсутствует);
  • наличие сильных торговых марок (1 - два-три игрока занимают 80% рынка, 3 - крупные игроки отсутствуют);
  • дифференциация товара (1 - все возможные ниши заняты, 3 - низкий уровень разнообразия товаров). Под нишей будем понимать часть рынка с резко очерченным кругом потребителей. Например, на рынке мобильных телефонов можно выделить нишу влагозащищенных и ударопрочных аппаратов для людей, которые работают в непростых погодных условиях.
  • уровень инвестиций для входа в отрасль (1 - высокий, долгая окупаемость, 3 - низкий, быстрая окупаемость);
  • доступ к каналам распределения (1 - ограничен, 3 - полностью открыт);
  • государственная политика (1 - государство полностью регламентирует отрасль - алкогольная продукция, 3 - нет ограничивающих актов - написание картин);
  • готовность рынка к снижению цен (1 - при попытке вывода на рынок дешевого товара все фирмы снижают цены, 3 - фирмы не пойдут на снижение цен);
  • темп роста отрасли (1 - не растет или снижается, 3 - растет).

3. Товары-заменители

Здесь оценивается сам факт наличия товаров-заменителей (вы можете встретить еще одно их название - субституты). 1 - не существуют, 3 - присутствуют в значительном количестве.

4. Поставщики

Здесь оцениваются (только 1 или 2 балла):

  • количество поставщиков (1 - много, 2 - мало);
  • ограниченность ресурсов поставщиков (1 - не ограничены, 2 - ограничены);
  • издержки переключения (1 - легко и дешево поменять поставщика, 2 - тяжело и дорого поменять поставщика);
  • приоритетность вашей отрасли для поставщика (1 - высокая, 2 - низкая).

5. Покупатели

Здесь оцениваются:

  • доля потребителей с большим объемом покупок (1 - объем распределен равномерно, 3 - более 80% продаж приходится на нескольких клиентов);
  • склонность к переключению на товары-заменители (1 - ваш товар уникален, аналогов нет, 3 - существуют полные аналоги);
  • чувствительность к цене (1 - покупатель не чувствителен к цене, 3 - покупатель всегда будет переключаться на низкую цену);
  • удовлетворенность потребителей качеством существующих товаров (1 - полная удовлетворенность, 3 - неудовлетворенность ключевыми свойствами товара).

После того, как мы оценили все пять сил конкуренции, сводим данные анализа и разрабатываем направления, в которых будем двигаться. Пример по тортам:

Сводная таблица анализа пяти сил
Сводная таблица анализа пяти сил

Наглядно видно, кто больше всего мешает нам жить. Намеченные мероприятия помогают делать на рынке осознанные шаги, а не хвататься за что попало.

Канал в Telegram: Маркетинг - это просто!