Иногда монтаж, казалось бы, почти одинаковых кадров может кардинально поменять наше восприятие картинки. Сегодня я расскажу об "Эффекте Кулешова" - эффект появления нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
Был такой русский режиссер-теоретик Кулешов, который решил поставить эксперимент: он взял один и тот же крупный план с актером Мозжухиным и попарно смонтировал его с тарелкой супа, с ребенком в гробу и кадром девушки на диване.
То самое видео:
Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. При этом, повторюсь, кадры с "реакцией" актера абсолютно одинаковые.
Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Визуальная информация с первого кадра прочитывалась в момент демонстрации на экране второго кадра. В результате такого наложения смыслов мы и составляем свое мнение о сцене из двух последовательных кадров.
Ещё один хороший образец эффекта Кулешова:
Немного грубый образец монтажа фильма "Сияние" с использованием данного эффекта:
Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna