Построение дорожных карт (далее по тексту – ДК) на языке ArchiMate разберем на примере российской фармацевтической компании.
Описание компании и текущей ситуации
Средняя фармацевтическая компания, расположенная в областном центре, образована в ходе приватизации на базе советского фармацевтического предприятия, построенного в конце 70-х годов прошлого века.
Номенклатура продукции компании почти не изменилась с советского периода.
Самые значительные изменения, произведенные в компании и касающиеся производства, - это ремонт помещений и внедрение современной упаковки для выпускаемой продукции.
Продукция компании не является уникальной. Такие же препараты выпускают и другие российские производители, но пока компания держится на плаву за счет привлекательного соотношения цена-качество. Это соотношение обеспечивается хорошей квалификацией и преданностью сотрудников компании, а также невысокими затратами на их оплату.
Но данная ситуация не является устойчивой: старые кадры выходят на пенсию, у молодых сотрудников совсем другое отношение к компании, российские производители начинают теснить компанию на рынке.
Компания имеет небольшую прибыль, которой едва хватает на поддержание текущего положения. Полноценное развитие компании невозможно.
Владельцы и руководители компании понимают, что если ничего не менять, то придется уходить с рынка и либо заняться другим бизнесом, либо продать компанию конкурентам. Они даже знают инвестора, который мог бы инвестировать в компанию, если бы у нее был перспективный план развития.
Владельцы компании приходят к следующему выводу: в течение года найти решение, которое позволит компании уверенно смотреть в будущее, а если решение не будет найдено, то через год поднять вопрос о дальнейшей судьбе компании.
В связи с этим создается рабочая группа (далее по тексту - РГ) во главе с заместителем главного технолога.
Через семь месяцев поисков РГ предлагает создать в компании производство набора препаратов, которые используются при изготовлении нескольких видов лекарств и которые в настоящее время закупаются многими российскими производителями за рубежом.
В основе решения лежит новый способ получения химических соединений, предложенный специалистами одного академического института.
Разработчики нового способа продемонстрировали его работоспособность специалистам компании в лабораторных условиях и подтвердили руководству компании заинтересованность в доведении нового способа до уровня промышленной технологии.
К положительным особенностям способа относятся возможность использования отечественного сырья и существенно меньшие затраты энергии при изготовлении химических соединений. Отрицательной чертой способа является необходимость применения в процессе производства вредных компонентов.
РГ считает, что при соответствующем финансировании и в тесном сотрудничестве с разработчиками нового способа реально создать новую технологию производства препаратов и организовать производство этих препаратов на существующих площадях компании.
Предварительные оценки показывают, что расчетная себестоимость препаратов, произведенных по новой технологии, будет значительно ниже, чем у импортных аналогов (с учетом дополнительных затрат на работу с вредными компонентами), и у компании будут значительные преимущества по сравнению с зарубежными поставщиками.
В перспективе это обеспечит компании высокую прибыль и возможности для развития.
Потенциальный инвестор положительно реагирует на предложение РГ.
В конечном итоге предложение РГ принимается владельцами и руководством компании и РГ поручается разработать Программу по созданию новых продуктов в компании и ДК Программы.
Настоящий пример является вымышленным и упрощенным.
Построение дорожной карты
Дорожная карта «Программа по созданию новых продуктов в компании» использует распространенный формат ДК, который включает ось времени и несколько слоев.
Ось времени и слои состоят из элементов, которые могут располагаться в определенном порядке и определенным образом связываться друг с другом.
Первый вариант ДК приводится на рисунке 1.
ДК содержит следующие слои: «Состояния», «Проекты», «Исполнители» и «Результаты».
Для представления оси времени и слоев используется элемент «Группировка».
На оси времени конкретные сроки (даты) определяются элементом «Событие» посредством задания временного атрибута, например, даты T0, T1, T2 и T3. События наступают по завершении работы/проекта (отношение «Запуск») и, в свою очередь, обозначают момент перехода компании в новое состояние и инициируют выполнение последующих работ/проектов (отношение «Запуск»).
В слое «Состояния» указываются состояния компании в определенные моменты времени: от исходного через два переходных состояний до целевого состояния. Состояния моделируются элементом «Плато». Новые состояния компании возникают (реализуются) через выполнение определенной совокупности работ/проектов (отношение «Реализация»).
Слой «Проекты» содержит работы/проекты, необходимые для перехода компании из одного состояния в другое (исходное – переходное, переходное – переходное, переходное – целевое). Работы/проекты моделируются элементом «Пакет работ». Если работы/проекты выполняются последовательно друг за другом, то они связываются отношением «Запуск». Если они выполняются параллельно, то используется И-соединитель.
В слое «Исполнители» определяются основные участники работ/проектов, которые моделируются элементом «Бизнес-роль».
Слой «Результаты» содержит основные запланированные результаты (выходы) работ/проектов, достижение которых «переводит» компанию в новое состояние. Результаты моделируются элементом «Поставляемый результат».
Исполнитель связывается с работой/проектом отношением «Назначение», а результат (выход) с породившей его работой/проектом – отношением «Реализация».
С одной стороны, первый вариант ДК довольно подробно раскрывает переход компании от исходного состояния к целевому: показываются порядок выполнения основных работ/проектов, конкретные исполнители работ/проектов, основные результаты.
arub56@yandex.ru
Copyright © Рубенчик А.В. 2017. Все права защищены