В четверг в районе строящейся БелАЭС звучали сирены, летал вертолет и носились пожарные, медицинские и милицейские автомобили. Благо, жители окрестных деревень были заранее оповещены и сохраняли спокойствие. К счастью, это были учения. А мы расскажем о технике, задействованной в них.
Белорусская атомная электростанция еще в процессе строительства. Ядерное топливо в реакторы еще не загружено, так что реальной радиации там быть не может. Создатели станции уверяют, что ее проект настолько передовой, что выброс радиации в случае аварии даже теоретически не возможен. Но МЧС отрабатывает сценарий действий даже на случай невозможной ситуации.
Повторимся, станция еще только строится, а пожарная аварийно-спасательная часть при ней уже почти два года, как введена в эксплуатацию. Часть, естественно, крупная и техника в ней специфическая. Кратко расскажем об этих машинах.
Это автомобиль пенного тушения АВ-8,0-50. Пеной тушат разлитое топливо или различные вещества и горящие сооружения, если по тем или иным причинам воду применять нецелесообразно. Транспортирует автомобиль, правда, не саму пену, как многие думают, а специальное вещество — пенообразователь, которое при смешивании с водой и воздухом образует пену. Запас пенообразователя — 8000 литров.
Еще одна спецмашина — АП-5000. Внешне похожа на предыдущую, но тушащее вещество здесь другое — специальный порошок. Под сильным давление порошок выдувается из резервуара, а используют это средство при ЧП на конструкциях, находящихся под электрическим напряжением, а также при работе на спецобъектах инфрастуктуры АЭС, для которых "показана" не вода или пена, а именно порошок. Запас вещества — 5000 л.
А этот внедорожный Mercedes Atego — автомобиль химической и радиационной защиты. Он доставляет на место комплекты специального снаряжения, костюмов и оборудования. Оснащение автомобиля богатое, делал машину борисовский "Пожснаб". Известна даже цена — около 320 тысяч долларов.
Полноприводный Sprinter — младший брат Atego. Это автомобиль химической и радиационной разведки. Тоже изделие борисовского "Пожснаба". Стоит эта машина еще дороже, чем Atego. Естественно, обусловлено это сложностью его оборудования, на фоне которого затраты на шасси просто меркнут. Оно и не мудрено: одни только профессиональные аналитические приборы — это очень дорогие и эксклюзивные изделия.
Думаю, многих удивит и стоимость такого прицепа с оборудованием для углекислотного тушения. 46 тысяч долларов. Вещество, которое вывозит прицеп, предназначено для тушения особо ценных объектов. Их желательно вообще никак не повреждать воздействием воды, пены или порошка. Оборудование тоже непростое, отсюда и цена. По сути, прицепное шасси, выпускаемое белорусским ООО "Зибор", - это почти бесплатное приложение к оборудованию.
После осмотра специального автопарка началась активная фаза учений. На шоссе, ведущем к станции, обосновался дегазационно-обмывочный пункт. С помощью специальных моечных станций с техники специалисты смывали "радиоактивную" пыль. Здесь же спасатели работали и с населением: выдавали чистую одежду, оказывали медицинскую и психологическую помощь.
Вскоре на помощь подоспела и специальная техника российского "Росатома". На базе вот этого пикапа Ford Ranger размещена мобильная система радиационной разведки и поиска источников гамма-излучения. Это достаточно "сложная" машинка, которая выстаивает четкую карту местности со спутниковой привязкой, где с высокой степенью точности отражается уровень зараженности и загрязненности чуть ли не каждого дерева в отдельности. Естественно, все данные в режиме реального времени отправляются в штаб.
Спецтехника погранвойск. Этот VW Crafter — специальная лаборатория по выявлению, грубо говоря, радиоактивной контрабанды. Здесь такие машины более чем актуальны. До Евросоюза рукой подать.
Параллельно развернут полевой госпиталь, работают медики. Тяжело пострадавших эвакуируют на вертолете.
Прибыла спецлаборатория погранвойск. Эта машина предназначена для радиационного мониторинга и регистрации людей.
Внутри это передвижной офис со специальным оснащением. Синее кресло справа — это, если так можно выразиться, большой дозиметр, оно и есть измерительный прибор.
Работать белорусская атомная электростанция начнет только через несколько лет, но спецслужбы уже заблаговременно готовятся к разным ситуациям, в том числе чрезвычайным. Это, безусловно, правильный подход.
Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора
ABW.BY