Найти тему
Science & Future

В NASA провели очередные испытания РД RS-25, предназначенного для установки на первой ступени РН SLS.

Оглавление

На официальном YouTube канале NASA появилось видео очередных огневых испытаний ракетного двигателя RS-25 E2063, создаваемого для SLS. Испытания проводились в космическом центре Стенниса в Миссисипи 19 октября и завершились успешно.

Как и раньше у нас есть возможность понаблюдать за процессом с самых разных ракурсов благодаря близко установленным камерам и технологиям трёхмерной панорамной съёмки.

Немного матчасти

RS 25 — жидкостный ракетный двигатель компании Aerojet Rocketdyne, США. Эта компания проектирует и производит жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Рокетдайн является подразделением Aerojet и имеет филиалы в Уэст-Палм-Бич (Флорида), Хантсвилле (Алабама), в космических центрах им. Кеннеди и Джона Стенниса. В последнем и проводилось недавнее испытание.

Данный двигатель применялся на планере космической транспортной системы «Спейс шаттл», на каждом из которых было установлено три таких двигателя. Поэтому более распространённым названием двигателя считается SSME (Space Shuttle main engine — главный двигатель космического челнока). Основными компонентами топлива двигателя являются жидкие кислород и водород. RS-25 использует схему закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа.

Полномасштабные испытания модернизированного специально для РН SLS варианта двигателя начались в 2015 году. На протяжении того года двигатель первой ступени прошёл следующие огневые испытания:

1. 500 секундный отжиг на стенде А-1 космического центра Стенниса. В результате проведённого испытания было установлено, что системы стенда нуждаются в доработке в части топливных магистралей;

2. 450 секундное огневое испытание 28 мая. Прошло успешно. Под этим "успешно" подразумевается, что не произошло фатальных сбоев, а те ошибки, которые возникли, были зафиксированы и затем двигатель отправлен на доработку.

Испытания продолжились в 2016 году. На этот раз длительность испытания составила 7.5 минут и завершилось оно успешно.

В марте текущего года Aerojet Rocketdyne и НАСА объявили об очередном успешном тестировании RS-25. На этот раз в составе РД испытывалась новая модель контроллера и программное обеспечение. Согласно сообщению агентства тесты прошли успешно. Согласно заявлению Aerojet Rockedyne новая система позволит обеспечить управление установкой на скорости почти в 20 раз выше, чем в варианте, который устанавливался на двигатели Space Shuttle. Кроме этого, контроллер будет весить на 25 кг. легче своего предшественника.

Как это будет?

Планируется, что центральный блок нового семейства ракет SLSбудет оснащен четырьмя установками RS 25. В дальнейшем NASA планирует провести два испытательных полёта системы: в следующем и 2021 годах. Оба должны вывести полезную нагрузку на лунную орбиту.

РН SLS в модификации 70 тонн
РН SLS в модификации 70 тонн

NASA подписало договор с компанией Aerojet Rocketdyn на возобновление производства ракетных двигателей RS-25 для РН SLS в 2015 году. Стоимость контракта около $ 1,16 млрд., по времени он рассчитан до конца сентября 2024 г.

Первая ступень ракеты SLS будет оснащена четырьмя двигателями этой модели.

«Space Launch System проектируется как самая мощная в мире ракета. Её перспективное предназначение — обеспечить старт пилотируемой марсианской экспедиции. Первый испытательный полет SLS намечен на 2018 год. Грузоподъёмность ракеты планируется на уровне 70 тонн, она будет нести космический корабль Orion в беспилотном режиме. В дальнейшем этот показатель будет увеличен до рекордных 130 тонн», – пишет агентство.

Разработка SLS ведётся в рамках контракта между NASA и Boeing.

Классы и типоразмеры созданных и создаваемых в США ракет-носителей
Классы и типоразмеры созданных и создаваемых в США ракет-носителей

Напомним, что в 2016 году успешно прошли испытания ускорителя SLS, которые транслировались в прямом эфире. Твёрдотопливные ускорители SLS — самые большие и мощные из всех, созданных когда-либо, послеAerojet AJ-260 SL-1 и SL-2, выпущенных в 60-е годы для лунной программы. По расчётам специалистов, до 75% ускорения ракеты на старте будет давать работа ускорителей, каждый из которых в длину достигает около 47 метров.

Старт ракеты-носителя с твёрдотопливными ускорителями и шаттлом «Челленджер». Фото: NASA
Старт ракеты-носителя с твёрдотопливными ускорителями и шаттлом «Челленджер». Фото: NASA

Новые ускорители созданы на базе ускорителей космических челноков «Шаттл», но существенно модернизированы, а их мощность увеличена за счёт дополнительного пятого топливного сегмента. В отличие от «Шаттла», в SLS ускорители планируются одноразовыми.

Таким образом, несмотря на перенос первого испытательного полёта SLS с 2017 на следующий год, можно сказать, что космическая программа NASA развивается вполне себе в обозначенных рамках.

__________

Ссылка на канал в Telegram, в котором я публикую и статьи из Дзен, но в основном то, что сюда не входит по тем или иным причинам, а также немного различной отсебятины.

Мы также начали работать над каналом в YouTube. Пока вы можете посмотреть лекции и просто интересные видео, которые мы выкладываем, а любые пожелания и предложения можете высылать на почту science.kitchen@yandex.ru.

С уважением, Д.