Чуть больше 3 лет назад мой друг собрал первый коптер из подручных средств.
Это стало отправной точкой для нашего проекта - сейчас мы делаем софт для удаленного управления автономными дронами, запустили B2C-проект, продали ряд B2B-решений.
Если бы тогда я задавал вопросы о будущем проекте, я бы спросил:
- А как открывать фирму?
- Ничего не понимаю в налогах - что и как платить?
- Какая ответственность за то, что мы делаем?
- Где в городе офисные здания?
- Как получить грант, чтобы год на него жить, а потом сдать отчет и получить следующий грант?
Это ерунда
Вот что я понял через полгода. На эти вопросы ответит любой, кто до стартапа продавал цветы или держал вендинговый автомат. Но есть вопросы, которые нужно было задать - причем самому себе. Об их существовании мы даже не подозревали на самом старте. Ответы на них сэкономят месяцы усилий и сотни тысяч рублей
Первый. Зачем я в это лезу?
"Хочется начать свое дело" - популярный ответ, который дали и мы. Купите вендинговый автомат. Не лезьте в стартапы
Вряд ли у вас что-то тут получится, серьезно. Я обижался, когда такое слышал и хотел доказать, что могу много и хорошо работать для успеха. Через 2 года я понял, в чем отличие бизнеса от стартапа. Устойчивая бизнес-модель, понятный продукт, понятная аудитория и рынок - говорят методички. Для меня это выражается в понятной формуле:
В бизнесе - чем лучше работаешь, тем больше денег зарабатываешь
В стартапе - чем лучше и больше работаешь, тем больше учишься
Можно вложить бессонные месяцы в разработку уникального калькулятора на блокчейне. А потом увидеть 5 скачиваний за 2 недели и сильно приуныть. А можно вложить сотни тысяч в рекламу, и выяснить, что программисты просто не могут доделать этот калькулятор.
Плохо сделать никому не нужный продукт. Плохо, если продуктом пользуются, но совсем не платят. А еще хуже - даже не справиться с разработкой. Купите вендинговый автомат. Кофе любят все. За кофе привыкли платить. Кофе не нужно выращивать, а вендинговый автомат - собирать по ночам. Будет прибыльнее.
Твой проект в кванториуме никому не нужен
Стартап - игра в закрытую. Ты не знаешь, что, кому, как, за сколько будешь продавать. Да, именно продавать - стартап, как ни странно, в конечном итоге должен делаться ради денег.
Чем лучше и больше ты будешь работать в стартапе, тем больше узнаешь людей, что у них болит, сколько у них денег и можешь ли ты вообще что-то им предложить.
Если все совпадет, и тогда уже поговорим о деньгах
А вот твой узкий научный проект, который в прошлую пятницу показывали министру, нужен только директору кванториума. И тебе, чтобы потом записать его в резюме при устройстве на работу . Потому исчезли многие стартапы, появившиеся из интересной технологии.
О чем я должен был спросить себя на старте
Разделите фундамент проекта и текучку. Юрлицо, налоги, офис, HR - текучка. Она сложна в начале, но в ней можно быстро разобраться. Фундамент - ваше видение. Что, кому, за сколько, как и для чего вы будете продавать.
Об этом и поговорим в блоге.
Я не буду давать ответы на свои же вопросы и не хочу пересказывать Бланка и Риса. Я хочу спросить о фундаменте вашего проекта и этими вопросами отговорить от идеи лезть в стартапы. У нас не онлайн-акселлерация с кастдевом, проработкой продукта и экономики. Только вопросы, после которых нужно притормозить, чтобы найти ответ или вообще отложить эту затею.
Мой совет - пробовать определенно стоит. Но помните, что ставка - время с семьей, сон, деньги, а может быть и репутация. Хоть начинать нужно и быстро, но обязательно с умом. Притормозите и подумайте