Найти тему
Sailing Fethiye

Почему в Марьиной роще люди проще

«В Марьиной Роще люди проще» – мало кто знает (из тех, кто вообще слышал), как появилась эта поговорка.

Это Шереметьевская улица. Без планеты КВН, без ТЦ "Райкин-плаза" и без асфальта. Все они появятся тут очень нескоро
Это Шереметьевская улица. Без планеты КВН, без ТЦ "Райкин-плаза" и без асфальта. Все они появятся тут очень нескоро

Посмотрите на карту! Марьина Роща - это район, который сегодня расположен между ТТК и Останкином. Здесь как ни в одном другом месте города много железных дорог. Его разрезают Октябрьская (Николаевская) и Рижская (Виндавская) железки, а также большое количество соединительных веток.

-2

И это еще ничего, потому что еще совсем недавно железнодорожных путей было больше. Не так сложно найти эти ветки-призраки и на новой карте. Посмотрите на улицу Годовикова и Веткину улицу. Вам не кажется, что у них подозрительно мягкий угол примыкания к железкам и характерный изгиб?

Карта 1952 года, очень хорошо видно, как район окольцован ж/д путями
Карта 1952 года, очень хорошо видно, как район окольцован ж/д путями

На старой карте хорошо видно, что нынешняя улица Годовикова – это разобранная во второй половине XX века передаточная ветвь Николаевской железной дороги. А Веткина улица - не что иное, как соединительная между Брестским и Виндавским направлениями.

 Это вид с крыши завода "Калибр" в сторону проспекта Мира. Завод сегодня стоит на улице Годовикова. На фото хорошо видно, что улицы нет, а ж/д ветка есть
Это вид с крыши завода "Калибр" в сторону проспекта Мира. Завод сегодня стоит на улице Годовикова. На фото хорошо видно, что улицы нет, а ж/д ветка есть

А вот история второй улицы интереснее. До 1922 года она называлась Царская ветка, так как шла вдоль как вы думаете чего?! Правильно - Царской ж/д ветки, которая специально была построена для передачи царских вагонов с Николаевской железной дороги на Рижскую. Нетрудно догадаться, что после 22-го года все царское не могло продолжить жить, поэтому улица стала просто Веткина. Так что можете не искать, кто такой Веткин и что он такого сделал для страны.

Этого моста уже нет, его разобрали за ненадобностью
Этого моста уже нет, его разобрали за ненадобностью

Сегодня самым интересным из несуществующих я бы назвал пересечение Шереметьевской улицы и Звездного бульвара, который, к слову сказать, есть продолжение Годовикова. Раньше этот перекресток выглядел так.

-6

Шереметьевская подходит к мосту слева, так как ранее она пересекает пути Николаевской железной дороги. Вот так, кстати, пересекает

На заднем плане видно насыпь соединительной ветки, под которую дорога и уходит на предыдущей фотке
На заднем плане видно насыпь соединительной ветки, под которую дорога и уходит на предыдущей фотке

Только к концу 50-х на этом месте появится новый Останкинский путепровод.

На фотографии свежевыстроенного моста хорошо видно: 1 - Звездного бульвара еще нет, так что Шереметьевская ныряет под передаточную ветку; 2 - место прежнего пересечения Шереметьевской и путей в одном уровне (фотка именно этого переезда выше); 3 - ж/д мост, который разберут в 70-х годах
На фотографии свежевыстроенного моста хорошо видно: 1 - Звездного бульвара еще нет, так что Шереметьевская ныряет под передаточную ветку; 2 - место прежнего пересечения Шереметьевской и путей в одном уровне (фотка именно этого переезда выше); 3 - ж/д мост, который разберут в 70-х годах

Другой преинтереснейший мост – это нынешний Шереметьевский путепровод. Он, в отличие от многих своих соседей, дожил до наших дней. Просто посмотрите на него!

Глухой забор, который здесь отчетливо виден, был характерной конструкцией для мостов того времени. Он защищал людей и лошадей от клубов дыма проносящихся внизу паровозов
Глухой забор, который здесь отчетливо виден, был характерной конструкцией для мостов того времени. Он защищал людей и лошадей от клубов дыма проносящихся внизу паровозов
Внизу пути Виндавского направления, соединительная ветка для Виндавки и Брестской ж/д, а также Царская ветка
Внизу пути Виндавского направления, соединительная ветка для Виндавки и Брестской ж/д, а также Царская ветка

В 1957 году Шереметьевская улица обзаведется своим собственным путепроводом.

Строительство Шереметьевского путепровода
Строительство Шереметьевского путепровода
-12
-13
Нет "Ашана", а Веткина улица еще железнодорожная улица
Нет "Ашана", а Веткина улица еще железнодорожная улица

Ну и теперь, собственно, о том, откуда взялась поговорка. Подобное устройство района очень долго делало его глухим городским тупиком - излюбленным местом преступников, воров и прочих людей с низкой социальной ответственностью.

6-й проезд Марьиной Рощи, 1905 год
6-й проезд Марьиной Рощи, 1905 год
PS.

Району не досталось даже немного сталинской помпезы. Понятно, что здесь будет куча фабрик и соответствующая застройка, но ведь могли бы хоть траекторию Шереметьевской спрямить. И место было, ан нет, и этого не стали делать(

Прямая траектория легко читается на картах
Прямая траектория легко читается на картах
Глядя на эту фотографию, я думаю, что может и хотели, может и планировали, но сегодня именно это съезд на Огородный проезд
Глядя на эту фотографию, я думаю, что может и хотели, может и планировали, но сегодня именно это съезд на Огородный проезд