Расчет платежей за услуги ЖКХ и разработка для этого программного обеспечения — задачи Информационно-вычислительного центра жилищно-коммунальных услуг
В нынешнем году предприятию исполняется 45 лет. Об изменениях, которых ждут в Ростовской области все участники рынка, в интервью «Вестнику» рассказал директор предприятия Нарман Аюбов.
Необходимость реформ в сфере ЖКХ назревала давно. Расскажите о наиболее заметных изменениях.
В нынешнем году Ростовской области исполнятся 80 лет. Одновременно с субъектом 45-летний юбилей отмечает ИВЦ ЖКХ. Мы осуществляем расчетно-кассовое обслуживание населения и ежедневно сталкиваемся с проблемами данной отрасли, как никто понимаем необходимость ее преобразований.
Ключевая задача реформ — сделать российское жилищно-коммунальное хозяйство максимально комфортным, а систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги — максимально прозрачной для всех участников. Сложившаяся на рынке в течение последних нескольких лет негативная тенденция, когда отдельные управляющие компании не всегда добросовестно выполняют свою работу, задерживая платежи населения либо вовсе объявляя себя банкротами, в результате чего ресурсоснабжающие (РСО) организации терпят колоссальные убытки, привела к необходимости кардинально пересмотреть систему расчетов и вынудила многие РСО создать расчетные центры и абонентские службы на собственной площадке.
Многолетняя практика и абсолютная прозрачность деятельности позволили ИВЦ ЖКХ сохранить своих заказчиков и привлечь новых за получением данного вида услуг как к организации, подведомственной министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, при непосредственной помощи и участии которого обеспечивается качественное обслуживание населения и высокая собираемость взносов, а самое главное, целевое перечисление поступивших от абонентов денежных средств в адрес ресурсоснабжающих организаций.
Сколько абонентов находится в системе ИВЦ ЖКХ?
На обслуживании в ИВЦ ЖКХ — порядка 800 тыс. счетов абонентов по всей Ростовской области (в том числе за жилищно-коммунальные услуги и взносы на капремонт), и с каждым днем их количество растет, так как информационно-вычислительный центр занимает прочные позиции, имеет разветвленную филиальную сеть, покрывающую большую часть Ростовской области, а также крупных заказчиков в Краснодарском и Ставропольском краях. Кроме того, партнерами нашего предприятия являются все самые крупные кредитные учреждения, действующие на территории нашей области, а также Почта России, которые осуществляют прием оплаты от населения без дополнительного взимания банковской комиссии.
Главный принцип работы ИВЦ ЖКХ — забота об абоненте и внимательное отношение к нему. Во всех наших подразделениях, даже если человек обратился не по адресу, ему помогут, ответят на все вопросы, дадут выписку, примут показания приборов, а также платеж. Возможность оплатить наши квитанции есть не только в кредитных организациях (банках), почтовых отделениях, но и в режиме онлайн, в личном кабинете на сайте госуслуг. Чтобы обеспечить для жителей области высокий сервис, мы создали сеть филиалов. Так, помимо головного офиса в Ростове-на-Дону, имеются филиалы в Азове, Батайске, Новочеркасске, Новошахтинске, Сальске, Таганроге и Усть-Донецке. Наличие наших филиалов для любого муниципального образования — большой плюс, прежде всего потому, что это контроль и оперативное получение достоверной информации о состоянии расчетов, задолженностей и т. д. А это уже влияет на оперативность принятия административных решений и, как следствие, на качество жизни населения. В настоящее время идет активная работа по дальнейшему расширению филиальной сети, а также активное привлечение заказчиков на уже обслуживаемых территориях. С 2017 года среди наших заказчиков — АО «РЖД», с зоной ответственности в Ростове, Батайске, Сальске, Морозовске, Миллерово и ст. Лиховской.
Еще одно направление нашей деятельности — претензионно-исковая работа, взыскание дебиторской задолженности. Несмотря на то, что данная тема очень актуальная, крайние меры применяем в последнюю очередь: вначале проводим разъяснительные беседы с населением, с задолжниками, выясняем первопричину неплатежеспособности человека, предлагаем компромиссные пути решения, например рассрочку платежа и т. д.
Таким образом, самая большая база пользователей услуг — у ИВЦ ЖКХ?
Именно так. Учитывая все вышеперечисленные факторы, а также стремление сделать рынок жилищно-коммунальных услуг максимально прозрачным для потребителей, в настоящее время Правительство РФ рассматривает проект изменений к статье N° 155 ЖК РФ, предполагающих создание единого расчетного центра, выпускающего единый платежный документ, что позволит избежать не только большого количества платежных документов, заменив его одним, но и гарантировать целевое перечисление средств напрямую организациям, оказывающим коммунальные и жилищные услуги.
В случае принятия законодателем указанных поправок в ЖК и получения одобрения со стороны министерства ЖКХ РО, ИВЦ ЖКХ готово выступить в качестве единого расчетного центра, так как имеет для этого все необходимые возможности и инструменты, в том числе производственные мощности, собственный запатентованный программный продукт, высококвалифицированные кадры и многолетний опыт.
Но последуют ли более ощутимые изменения, к примеру для УК, после создания такого центра?
Для управляющих компаний, которые уже работают с нами, существенных изменений не произойдет. Если говорить о населении, то возрастет их комфорт, потому что платежи будут осуществляться по единой квитанции (ЕПД — единый платежный документ), это упорядочит процесс оплаты. Главная идея — услуги оказывают разные организации, а квитанция одна (единая форма). Но чтобы в систему включились все участники сферы ЖКХ, необходимо провести колоссальную работу, которую при поддержке нашего министерства мы готовы осуществлять.
Для сведения данных такого впечатляющего масштаба наверняка необходимо использование мощного программного обеспечения?
Коллектив ИВЦ ЖКХ — это профессионалы с многолетним опытом, работающие на основании новейших технологий и обеспечивающие бесперебойный процесс в сфере своей деятельности. Им удалось разработать собственную биллинговую программу, и с 2016 года предприятие является правообладателем данного программного обеспечения.
Для нас это в первую очередь техническая и дополнительная финансовая независимость.
Перевод счетов на единый биллинг — это серьезное достижение, в разы облегчающее проведение взаиморасчетов между пользователями услуг и их поставщиками. Но и параллельно это масштабная работа — внесение данных по каждому дому: площадь, тарифы, показания общедомовых и индивидуальных приборов и другие, которые необходимо отслеживать и обновлять.
ИВЦ ЖКХ оказывает услуги по качественному размещению и обновлению информации в Государственной информационной системе ЖКХ.