За электротранспортом будущее. В новом выпуске "Бизнес-идеи" мы поговорим с Сергеем Яковенко, руководителем проекта Motus по производству электромопедов. В данный момент группа бизнесменов-энтузиастов ищет инвесторов и занимается подготовкой к организации производства. Для начала они планируют выпускать одну модель – электросамокат Motus.
- Когда и почему вы решили заниматься электросамокатами, или, как их еще называют, электробайками?
- Этой весной собралась группа единомышленников. Выбрали в Китае комплектующие, собрали их – и к нашему удивлению первая партия из 60 мопедов была раскуплена буквально за две недели. Поняли, что направление перспективное, сейчас ищем инвесторов, организуем производство и планируем заниматься этим более серьезно.
- В чем плюс такого транспорта? Так ли он экономичен? Обычный скутер потребляет всего 2 литра бензина на 100 км.
- Электрический мопед – это экологичный и дешевый транспорт в любом случае. Весь мир двигается в этом направлении. Батарею снял – и заряжаешь дома или в офисе как обычный ноутбук. Состоит электробайк всего из 15 деталей, в то время как бензиновый аналог конструктивно более сложный и требует обслуживания. Обкатка, замена масла, свечи, регулировка клапанов, пятое, десятое... Здесь - мотор-колесо и батарея. Все, больше в нем ничего нет. Мы уже полгода испытываем в жестких условиях один экземпляр, каждый день он ездит 50 километров, батарея высаживается в ноль. Мы его убиваем и все никак убить не можем. Разве что на товарных мопедах были проблемы с китайской батареей. Чтоб больше не возникало проблем, мы нашли качественную китайскую литий-ионную батарею – сейчас производим ее в Беларуси по лицензии. Показать не можем, она пока неказистая - нужно отлить качественный красивый корпус. Все еще в процессе.
- Что еще в электросамокате будет белорусского?
- В первую очередь - сборка. Под Минском у нас есть помещения для ее организации. Также мы планируем сами изготавливать раму. Сейчас работаем над чертежами. Вроде конструкция и простая, но, чтобы производить ее в промышленных масштабах, надо покупать очень дорогой станок. Состоит она из двух частей, каждую нужно выгнуть в нескольких местах строго под определенным углом, затем идеально ровно эти части состыковать. От геометрии рамы зависят безопасность, устойчивость и управляемость мопеда. Мы сможем ее делать сами, это сэкономит средства, поскольку рама – это габаритная деталь, везти ее дорого. Часть рамы мы можем хромировать, есть технологические возможности для этого на заказ под Мозырем. У нас были варианты сотрудничества с белорусскими компаниями. "Оптрон", например, единственное предприятие, которое производит мотор-колесо. Но их мотор выходит дороже китайского аналога. Мы выбрали колесо мощностью 1 кВт. Пытались работать с мотовелозаводом, но у них очень высокая социальная нагрузка на предприятие, а качество рамы нас не устроило. В общем, решили развиваться в этом направлении самостоятельно. Нам кроме локализации важна и низкая стоимость продукта. Пока она получается на уровне 1400 рублей. Это уже розничная цена.
- Вы взяли уже готовую копию электрического мопеда в Китае? Почему Motus?
- В Китае вариантов и производителей мопеда очень много, сотни. Мы выбрали комплектующие исходя из соотношения цена-качество. Смотрим, как поляки делают, литовцы, перенимаем опыт. Очень важно выбрать качественные детали. Motus – это бренд, который мы хотим создать. С греческого переводится как "движение".
- Плюсы электроскутера – это дешевое, экономичное и экологическое транспортное средство. Какие еще можете назвать достоинства? Что будет входить в комплектацию?
- Базовая модель самая простая, подвесок у нее нет. По комплектациям в процессе будем пытаться сделать оптимальные варианты. Но установить в него можно многое. Двойные сиденья, полный набор оптики с поворотниками и блоком фар на дальний и ближний свет. Будет вариант с двумя моторами по 1 кВт – на переднее и заднее колесо. То есть полноприводный мопед получится, в динамике он будет приятнее. Можно установить кофры.
- Какой запас хода, скорость и время зарядки?
- На данный момент запас хода составляет 50 километров, что неплохо для городской езды. В перспективе мы планируем установку дополнительного аккумулятора. Это сделает мопед дороже на 200 рублей, но позволит проезжать 100 километров.
- Съемная ли батарея?
- К сожалению, снимается только дополнительный аккумулятор, если он есть в комплектации. В связи с этим мы ведем переговоры с одной из сетей АЗС. Возможно, на их заправках появится возможность заряжать наши электрические мопеды.
- Какова максимальная скорость? И, простите за не скромный вопрос, можно ли мопед "расшить"?
- Максимальную скорость будем ограничивать на 40 км/ч. 50 все-таки многовато для города. Мало ли, шальной подросток на него сядет. Транспорт не скоростной, чтобы получать от него удовольствие, необязательно ездить быстро. С одним мотор-колесом он может поехать и 80 км/ч, если электронно его не ограничивать. Но батарея тогда сядет за 20 километров. И это просто опасно, особенно в версиях с жесткой рамой.
- Я бы на таком мопеде, чтобы ездить 80 км/ч, если честно, одевал бы полную мотоциклетную экипировку. Один на ютубе уже "дорасшивался" .
- На самом деле Motus очень устойчивый, он сможет ехать с такой скоростью. Но лучше ничего в нем не менять.
- Есть ли у него хоть какие-то подвески, чтобы ездить по деревне, например?
- Разумеется, будет версия с подвесками: с задней подвеской с амортизаторами, с передней телескопической вилкой. Но надо понимать, что для бездорожья он тоже не подходит. Базовая версия идет с жесткой рамой. Это стильный городской прогулочный электроскутер. Он для удовольствия, для подростков, для езды по парку. Тихий и экономичный. Мы позиционируем его как городской транспорт.
- Правда, я еще вижу минус в том, что вряд ли на нем попрыгаешь по бордюрам, не встанешь в стойку для преодоления препятствия. А езда в дождь... Он боится воды?
- Нет, все герметично, никаких проблем. Батарея установлена под днищем, она имеет пыле-, грязе- и водонепроницаемый корпус. Но броды, конечно, мы бы не рекомендовали на нем преодолевать – мало ли. Этот отсек пусть и защищен, но его лучше не затапливать.
- А что с ездой по проезжей части? Регистрировать же по действующему законодательству его не надо, так как мотор мощностью электродвигателя менее 4 киловатт.
- Мы писали запрос в ГАИ, пришел очень неоднозначный ответ. "Права" не нужны, шлем не нужен, но мы будем рекомендовать его одевать. Вроде как не для дорог общего пользования. По другому запросу ответили, что по дорогам общего пользования можно ездить не дальше одного метра от бордюра. В общем, пока просто нет нормативно-правовой базы, не ясно, к какой категории отнести этот транспорт, ГАИ сама не знает, что можно, а что нет. Мы же его позиционируем как транспорт для велодорожек, парков, тротуаров. Номер рамы у него будет, как и паспорт изделия. Мало ли, вдруг кто-то украдет – как его потом идентифицировать?
- По поводу украдет. Где его парковать, ставить? Насколько я понимаю, в обычный лифт он не влезет, только грузовой. Да и дотяни еще до лифта...
- Будем так говорить: этот вопрос до конца не прорабатывали. Можно на улице хранить пристегнутым, договориться с велопарковкой, в подъезде, поднять грузовым лифтом. У кого частный дом, проблем вообще нет. В общем, варианты есть.
- Не думали о производстве складываемых электромопедов? Ведь этот электроскутер в багажник седана вряд ли уместишь.
- Пока мы начнем с этой модели. Не скрою, думаем и о производстве других. Линейка будет расширяться, возможно, будут и складываемые варианты. Но нужно с чего-то начать. В любом случае, его можно разобрать за полчаса, как велосипед: снять колеса, руль перевезти. На дачу транспортировать на лето можно будет без проблем.
- Кто покупатели 60 электроскутеров?
- В основном частные лица. Покупали как игрушку для своих детей. Мы планируем сделать ставку не только на продажах, но и на аренде. Например, арендовать его в парке Челюскинцев за 5 рублей в час. 7 электроскутеров купила одна региональная компания по доставке пиццы. Они вначале взяли их в аренду, им понравилось – выкупили. Также планируем выход на рынок России.
- Какие инвестиции требуются? Есть ли уже предложения?
- Необходимо от 160.000 до 400.000 тыс. рублей. Это минимальные затраты на небольшое производство: для закупки оборудования, локализации производства и продвижения продукта в страны Таможенного союза. Ведь есть уже готовая откатанная продукция, технологии и опыт. В дальнейшем возможно наращивание мощностей и выход на большие партии товара, а также производство новых моделей. Интерес к нам очень большой, предложений много, в том числе и зарубежных. Технологии развиваются в сторону электротранспорта - и потребности рынка будут только расти. На данном этапе мы ведем переговоры и готовы рассмотреть любые предложения.
- Когда выйдут из цехов белорусско-китайские Motus?
- Пробное производство мы организовали этой весной с партнерами. Далее будем создавать компанию Motus и выходить на серьезный уровень - брендирование, производство. Активно готовимся к следующему сезону, в апреле собираемся представить свои электроскутеры с белорусскими рамами и аккумуляторами.
Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора, производителя и из открытых источников
ABW.BY