Он был кавалеристом и, видимо, тогда, в начале XX века шикарные, большие усы, были одним из непременных атрибутов настоящего кавалериста. Помните, какие усы были у Буденного? Так вот у Константина Мамантова они были еще больше.
Его правильная фамилия была именно Мамантов, так она писалась в приказах и послужных списках. Почему тогда в советской историографии известен рейд Мамонтова? Да просто потому, что Троцкий сознательно исказил его фамилию, а потом пошло поехало.
Мамантов был боевым офицером. Он принимал участие в русско-японской войне, а в Первой Мировой командовал сначала казачьим полком, а потом бригадой. Да и сам он был казаком.
После событий 1917 года со своей бригадой вернулся на Дон в станицу Нижнечирскую. В январе 1918 сформировал отряд партизан-казаков и пробился с ним в Новочеркасск. В апреле помогал восставшим казакам из станиц Второго Донского округа воевать с большевиками.
А прославился он конным рейдом по советским тылам в августе-сентябре 1919 года. Взял Тамбов, Козлов, Воронеж, награбил кучу добра. Но на самом деле рейд был спорным. Мамантов, конечно, наделал шороху, но при этом он уклонялся от прямых столкновений с крупными силами красных, обходя их. Поэтому с одной стороны все было громко и красиво, Мамантов был у всех на слуху и казаки его любили. С другой стороны, основные силы красных разгромлены не были, а снабжение хоть и нарушили, в конце концов смогли восстановить и остановить наступление основной армии Деникина. Москву белые так и не взяли.
Осенью Мамантова поставили командовать остатками белогвардейской конницы. А в декабре его передали в подчинение барону Врангелю. Тот не терпел партизанщины, которой собственно Мамантов по большей части и занимался. Поэтому Врангель понизил его в должности, подчинив генералу Улагаю, который еще и был младше Мамантова по службе, но зато занимался делом. Мамантов оскорбился и просто бросил воевать, уехав на станцию Лиман. Да, вот такие были некоторые белые генералы – могли взять и все бросить. А потом все удивляются, чего это победили красные? Да просто у них такие номера были невозможны.
Впрочем, через небольшое время Мамантова вернули командовать сводной конной группой и она даже несколько раз хорошо накостыляла армии Буденного. Но в январе 1920 года Мамантов приехал в Екатеринодар для участия в Верховном Круге казаков Дона, Кубани и Терека. Там он заболел тифом и 1 февраля 1920 года умер. Разумеется, тут же появились слухи, что его отравили. Может и отравили. Но скорее всего в той разрухе, которая тогда творилась, его просто не смогли вылечить.