(читать ~9 мин.)
Мы часто пользуемся услугами железной дороги, но очень мало знаем о правах, которыми может воспользоваться каждый пассажир. А ведь они прописаны в Правилах РЖД.
Билеты
• Если ваш билет оформлен с ошибками, ваша поездка все равно состоится. Главное, чтобы в номере паспорта было не более 1 ошибочной цифры, а в фамилии пассажира – не более 1 ошибочной буквы;
• Вы успеваете на поезд, который идет в аналогичном направлении, но на час-два раньше, чем тот, на который у вас куплен билет? Если на нем имеются свободные места, вы можете отправиться в путешествие на нем после того, как кассир поставит на вашем билете специальную отметку;
• Если вы вынуждены отложить свое путешествие из-за болезни, то вам не следует сдавать билет, теряя на этом деньги. Его можно просто продлить. Основанием послужит справка от лечащего врача;
• Если вы решили сделать в своем путешествии небольшой перерыв, то имеете на это полное право. Выходите на любой станции по своему выбору и обращайтесь в кассу, чтобы там поставили на вашем билете отметку об остановке. Общее время такой остановки не должно превышать 10 суток. После остановки пассажир имеет право продолжить поездку по своему маршруту.
Размещение
• Мы все привыкли сами затаскивать дорожные сумки в вагоны и застилать постели бельем, выданным проводником. На самом деле обязанности проводника намного шире. Вы можете попросить его: помочь занести ваш багаж в вагон и вынести из него;
• Застелить постель на вашей полке, при этом постельное белье должно быть не просто чистым, но и сухим (согласно стандартам РЖД);
• Пополнить в туалете запас средств гигиены в случае их отсутствия или недостаточного количества (речь идет о туалетной бумаге, мыле, одноразовых полотенцах);
• Разбудить вас, чтобы вы не проспали станцию, на которой должны выходить;
• Вызвать работника вагона-ресторана, чтобы вы могли заказать еду прямо на своем месте;
• Обратите внимание, что места для размещения багажа у пассажиров, едущих на нижних и на верхних полках, разные. Багаж пассажира нижней полки лежит непосредственно под ним. А багаж пассажира верхней полки размещается на багажной полке, которая расположена наверху.
Хотя если у пассажира нижней полки сумок немного, и он не возражает, то пассажир, едущий на верхней полке, сможет поставить свои сумки рядом с его багажом.
Дети
• Если ребенку еще нет 5 лет, вы можете провезти его бесплатно в любом поезде дальнего следования. Но ехать вы будете на одном месте. Дети в возрасте 5-10 лет ездят по специальным детским билетам, которые стоят меньше, чем на взрослого.
• Ребенку до 10 лет запрещено самому ездить на поезде. Его должен сопровождать кто-то из взрослых (к примеру, педагог, если дети едут организованной группой).
Возраст ребенка определяется на дату, на которую куплен билет.
Животные
• Беря с собой в поезд мелкое домашнее животное, не забывайте специальные сопроводительные документы – справку о здоровье и его ветеринарный паспорт;
• Единственные животные, которых в поездах РЖД можно провозить бесплатно, - это собаки-поводыри. За всех остальных придется платить (стоимость их перевозки не превышает 25% от стоимости полного билета);
• В поезде домашние питомцы должны находиться в специальных перевозках или в корзинах, клетках, ящиках;
• Пассажир, перевозящий в поезде домашнее животное, обязан убирать за ним на протяжении всей поездки;
• Одному пассажиру можно перевозить только 2 питомцев (птиц или животных);
• Ехать с домашним животным в мягком или плацкартном вагоне нельзя. Их перевозка допускается только в жестком купейном вагоне;
• Любая собака должна быть на поводке и в наморднике. А для перевозки больших пород придется выкупать все четыре места в купе;
• В пригородных поездах собак можно перевозить в тамбуре.
Чай, кофе и кое-что еще
• Проводник обязан приготовить чай или кофе в любое время по вашей просьбе;
• Вы можете попросить проводника поменять ту посуду, которую вы уже использовали, на чистую;
• Также вы можете попросить у проводника обувную и одежную щетку, а чтобы скоротать досуг - домино, шашки или шахматы или другие настольные игры;
• Для вегетарианцев, путешествующих в вагоне повышенной комфортности, предусмотрена замена мясных блюд на подходящие для них овощные или фруктовые (необходимо сообщить об этом при покупке билета);
• Вас должны бесплатно покормить: 1 раз, если поезд опаздывает более чем на 4 часа, 2 раза, если время задержки составляет 12 часов, и 3 раза, если поезд задерживается на сутки;
• В ночное время с 23-00 до 6-00 все пассажиры поезда обязаны соблюдать тишину.
Поезд – не место для шумных компаний, тем более распивающих алкогольные напитки. Нарушитель этого простого правила рискует быть снятым с поезда, а также привлеченным к ответственности по статье кодекса об административных правонарушениях.
Все вышеперечисленное предусмотрено стандартами и правилами обслуживания пассажиров РЖД.
Понравился пост? Подписывайтесь на канал TravelHacker и первым получайте актуальную информацию в персональной ленте!