Средняя и тяжелая степени дизартрии чаще всего встречаются у детей с ДЦП (детским церебральным параличом). В этой статье пойдет речь, в первую очередь, о стертой дизартрии, которая встречается довольно часто, в том числе и у детей массовых детских садов. Именно стертая дизартрия делает невнятной речь многих дошкольников, расстраивает родителей и осложняет жизнь логопедам.
Чтобы произнести какой-либо звук необходимо произвести определенные согласованные движения различными органами речи одновременно. Например, для произнесения звука Ш нужно, чтобы губы были округлены и вытянуты вперед, расстояние между зубами около 5 мм, язык должен принять форму чаши, при этом боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, мягкое нёбо опускается, голосовые складки не производят вибрации. Вот так сложно произнести один звук, а ведь из звуков строятся целые слова и предложения. А возможно все это скоординировать только благодаря связи мышц речевого аппарата с мозгом, с помощью нервных волокон.
Если же мозговые структуры, отвечающие за движения мышц артикуляционного аппарата, работают неисправно, там имеются повреждения или задерживается их развитие, то возникают проблемы с произнесением отдельных звуков, соединением звуков в слова и предложения. Именно такие нарушения произношения, связанные с незначительными поражениями головного мозга, называют стертой дизартрией.
У детей картина носит размытый характер, то есть нарушения движений в речевом аппарате могут дополняться и нарушениями движений в голосовом аппарате, а также мелкой моторике. При этом трудности ребенка могут выглядеть как неловкость, лень, нежелание постараться. Ведь неблагоприятные факторы, которые могли вызвать такие нарушения, действовали рано (во внутриутробном периоде или во время родов), а значит, затронули области, находящиеся в непосредственной близости друг к другу. В тоже время мозг ребенка очень пластичен, то есть находится в стадии активного развития и может самостоятельно компенсировать нарушения одних областей, за счет использования для тех же целей здоровых.
Какие же конкретно нарушения в движениях речевого аппарата могут приводить к стойким трудностям в произношении? Ребенку может быть сложно
выполнить определенные движения языком (поднять кончик языка вверх, сделать язык широким),
удерживать язык длительно под счет в определенной позе, почувствовать положение языка (сделать упражнение без зеркала, понять, где находится язык в момент произнесения разных звуков),
воспроизводить точные движения (может дотянуться языком до носа, но не может показать место на верхней губе, где дотронулись),
выключить ненужные движения (выполнить подъем языка, не поднимая челюсть, не напрягая мышцы шеи или пальцев рук в момент выполнения упражнений).
Все это связано с нарушением мышечного тонуса в речевом аппарате в целом или в отдельных мышцах (может быть как повышение, так и понижение мышечного тонуса), ограничением подвижности мышц, нарушением координации движений, их соразмерности, наличием насильственных или сопутствующих движений, снижении чувствительности отдельных мышц. Одним из симптомов дизартрии является обильное слюнотечение.
Поскольку центры, отвечающие за движения артикуляционного и голосового аппарата, а также центры управляющие движениями пальцев рук находятся рядом, то могут отмечаться неловкие движения рук, нарушения высоты и силы голоса (голос может быть тихим, глухим, слабым, хриплым, писклявым…).
Все это затрудняет не только произношение звуков, но и задерживает умение различать их, выделять в речевом потоке. Звуки же могут пропускаться в речи, заменяться другими, произноситься искаженно. При дизартрии чаще встречается сложное нарушение звукопроизношения, когда ребенок не произносит большое количество звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Л, Р).
Двигательные нарушения корригируются упражнениями и массажем, роль которых трудно переоценить в логопедической работе по преодолению дизартрии.
Наличие симптомов дизартрии не означает, что нужно опускать руки. Скорее наоборот, следует набраться терпения и помочь ребенку научиться управлять мышцами своего артикуляционного аппарата. А еще неплохо было бы найти грамотного невролога и выполнить его рекомендации. В этом случае прогноз будет наиболее благоприятным, а сроки коррекции минимальными.
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.