Господа, ну до чего же прекрасна и важна "Ночь в библиотеке" Лепажа!
Книга – не просто источник информации. Она – символ знания и просвещения. Она – носитель культуры и главное средство сохранения цивилизации. Библиотека же, как место хранения и сбора книг, автоматически становится храмом знания, стерегущим память человечества. И вроде бы с каждым годом все больше находится тех, кто возмущённо фыркнет "ну какие книги в наше время, все уже давно в медиа-формате, самый неприхотливый смартфон - уже библиотека". И они гарантированно правы. Как бы лично мне (и таким, как я) не был важен опыт взаимодействия с печатной книгой, она свои позиции сдаёт, и это нормально. Интернет позволяет хранить объемы гораздо большие, он сохраняет не только знания человечества, но и его глупости, может фиксировать сиюминутность и стремительность времени и прогресса (или регресса).
Поэтому во всех развитых городах библиотеки адаптировались и начали следовать политике "третьего места": проводить дискуссии, встречи, мастер-классы, обеспечивая оперативный доступ к интернету. "Первое" место – это дом. "Второе" – работа. А "третьим" должна быть именно библиотека. Совсем не религиозный храм (да не оскорбятся наши нежные верующие), так как там задачи куда менее значительны: каждый человек лично выясняет свои интимные отношения с Абсолютом и надеется на какие-то преференции для себя. Библиотека же развивает каждого человека, наделяя его суперспособностью изменять мир вокруг и мир после себя.
И собственно об этом «Ночь в библиотеке». В течение 45 минут не просто наблюдаешь, а с помощью виртуальной реальности, погружаешься и ощущаешь всю историю взаимоотношения человека со знанием. Разные периоды истории, разные культуры, разные вероисповедания – у всех одно общее стремление сохранять и преумножать знание, одна тяга к поиску и просвещению. Поэтому самым лучшим и правильным решением будет не просто пойти и в одиночку вкусить все дары, а непременно взять с собой детей, детей друзей и родственников. Сидят целыми днями в айпаде и ничего не читают? Слава богу! Значит современными и продвинутыми растут. А если хотите, чтобы в этом айпаде они читали что-то не хуже книг, то вот конкретно "Ночь в библиотеке" лучшим мотиватором и станет. Причём за счёт столь модных и актуальных сейчас VR-очков им и скучно не будет ни минуты. Технически все реализовано очень здорово, без швов и неловкостей.
Вы простите, что я тут сыплю банальностями, просто и спектакль ничего нового особенно не сообщает. Текст вполне себе посредственный, но именно увлеченность автора Alberto Manguel, написавшего целую околофилософскую книгу о жизни библиотек по ночам, его живая заинтересованность и программность стимулируют к осмыслению опыта обращения со знанием, краеугольного значения книги в развитии человеческого мышления, его категорий, идей и положения книги в современном диджитализированном мире.
Важно подчеркнуть, что в отличии от Bjork на биеннале в Третьяковке на Крымском валу, которая тоже в VR, и о которой мы недавно говорили, «Ночь в библиотеке» – не инсталляция. Это именно спектакль с интерактивной формой и открытой драматургией. Зритель сам выбирает в каком порядке путешествовать по великим библиотекам. И если сейчас, после просмотра, я уже примерно понимаю "идеальную последовательность", то на деле начал сразу с Александрийской и Вашингтонской, потому что только их символы безошибочно определил. И тот, кто уже был, сейчас наверняка хихикает, поскольку в таком порядке первые минут 10 я сидел, вцепившись одной рукой в ручку кресла, а второй в очки (чтобы мозг вспоминал, что я на стуле, и в очках). Потому что находиться под самым куполом - очень страшно. Даже упираясь ногами в пол и сидя в кресле мозг сбоит, ладошки потеют и дыхание сбивается. Но зато дальше, после такого стресса в самом начале, меня ждало уже комфортное и увлекательное путешествие по Парижской, Японской, Сараевской и даже библиотеке подводной лодки "Наутилус" из известного каждому романа Жюля Верна. Все это продуцирует абсолютно индивидуальный опыт взаимодействия со спектаклем. И с какой бы библиотеки не начинать – к концу обязательно все сложится, будут свои вау-эффекты, свои сентиментальности, свои катарсические моменты и свой финал.
Кстати само пространство, где происходит спектакль достойно отдельного абзаца. Это полностью чёрное помещение, где стоят библиотечные столы, вращающиеся деревянные библиотечные кресла (а в оригинале еще и березки стояли, но их, слава богу, не стали возводить). На каждом столе - лампа с зелёным абажуром. Говорить нужно шепотом, хотя лучше и вообще не говорить. Что особенно неудобно, когда вдруг появляешься на высоте сотен метров, прямо под куполом и испытываешь потребность орать дурниной со страха. Разумеется у зала есть смотрители, только тут они все молоденькие, красивые, очень обаятельные и крайне дружелюбные (как и полагается современной библиотеке). И ты вроде бы так же получаешь у стойки необходимое, так же сам идешь к свободному за столом месту, так же садишься, так же придвигаешься к столу и так же переносишься в память человечества, в знания, накопленные веками – только вместо открытия книги, надев на себя гарнитуру виртуальной реальности.
И нет, я не лукавлю и не изменил себе: Лепаж по прежнему мне кажется режиссёром-техником, избыточно использующим технологичность, зрелищность и продакшн. И это, разумеется, моя проблема, а никак не Лепажа. В конце концов кто я такой, чтобы ругать режиссёра за его язык выражения. Но конкретно в этом спектакле – технология основополагающая. Тут как бы и спектакль весь происходит в "технологии", поэтому совершенно точно все работает, и минус превращается в плюс. Лепаж тут не технологию переносит в спектакль, а спектакулярное – в технологию.
И да, я набросал немного спойлеров, но лишь от предельной уверенности, что в данном случае это неважно. Как красноречиво не описывай я вам во всех подробностях Эйфелеву башню, вы все равно ничего не поймёте, пока не увидите. 😉
Так что не откладывайте в долгий ящик, всего-то до 12 ноября продлится. Регистрируйтесь на сайте территории, приходите в музей.
Билет в музей стоит 500₽ - взрослым, 250₽ - студентам, 50₽ - пенсионерам и школьникам.
Сам спектакль бесплатный совершенно (находится на 5-м этаже).
И даже если не зарегистрировались, в утренние часы можно вполне пройти без регистрации – многие просыпают и не приходят, места есть.
17-го октября же музей работает на вход бесплатно и что-то мне подсказывает, что если подсуетиться, то можно вообще даром всю эту красоту увидеть.
Для знающих английский – приятный бонус: вместо Евгения Миронова текст рассказчика поизносит сам автор Альберто Мангель.
Такие вот новости с фестиваля Territoriя. Всего-то второй день, а уже столько всего. И то ли ещё будет!
Ушёл в Тобольск.
До встречи!
___________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/347000819082161
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant