В связи с ростом доли пожилого населения Земли, ряд ученых говорит о грядущей эпидемии старческой деменции, традиционно причисляемой к возрастным неизлечимым заболеваниям. О природе и причинах этого недуга, возможности его излечения и предотвращения, а также о том, как принять изменения в родном человеке и избежать социальной обреченности, говорили эксперты на секции «Деменция — „эпидемия“ века?» в рамках V Национальной конференции «Общество для всех возрастов».
Деменции — это спектр нейрокогнитивных и нейродегенеративных заболеваний мозга, ведущих к деградации памяти и интеллекта, которые приобретают характер пандемии в современном стареющем обществе. По предположению ученых, в 2017 г. в мире проживает около 50 миллионов людей с деменцией, и ее наиболее распространенная причина — болезнь Альцгеймера.
«Главные факторы риска болезни Альцгеймера — генетика и старение. В ходе научных исследований были открыты 4 главных гена болезни: гены с мутациями, вызывающими ранние формы болезни (гены пресенилинов (PSEN1, PSEN2), ген белка амилоидного предшественника (APP) и ген APOE, аллельный вариант этого гена (е4) ассоциирован с повышенным риском развития болезни Альцгеймера», — пояснил в ходе беседы Евгений Рогаев, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, профессора факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ. По словам эксперта, различные молекулярные элементы каскадного пути болезни и модулирующие факторы стали перспективными фармакологическими мишенями, однако до сих пор какого-либо прогресса в области фармакотерапии болезни Альцгеймера достигнуто не было, в связи с чем требуется изменить подходы в этой области и в стратегиях клинических испытаний.
В то же время исследования показывают, что, несмотря на генетическую предрасположенность к деменции, она развивается не у всех. У некоторых людей с высоким генетическим риском деменция развивается быстро и рано, а у других — с точно такой же генетикой — очень поздно. «Существует ряд чисто психологических факторов, которые замедляют процесс возникновения симптомов слабоумия, — объяснил Илья Плужников, старший научный сотрудник ФГБНУ „Научный центр психического здоровья“, клинический психолог, нейропсихолог. — К таким гибким факторам относятся: образ жизни и физическая активность, обогащенная среда, когнитивные нагрузки, индивидуальные увлечения и досуг, уровень образования. При этом социально-экономический статус не играет роли в развитии деменции, в то время как социальные активности помогают отдалить ее наступление».
Но даже если речь идет о нормальном, здоровом старении, многие люди сталкиваются с явлением умеренного когнитивного дефицита. Это во многом является отражением информационной перегрузки или хронического стресса, столь характерного для современного общества, но в любом случае ухудшает качество жизни. «Наблюдения выявили условия и индивидуальные характеристики, связанные с сохранением или снижением когнитивного капитала. Ученые выделили „кристаллизованный“ (устойчивый) и „флюидный“ (подвижный) когнитивный капитал: первый зависит от генотипа, второй является следствием индивидуального развития. При этом исходная когнитивная эффективность — это не только отправная точка, но и фактор, влияющий на всю траекторию развития, — отметил Всеволод Розанов, профессор кафедры клинической психологии ИИПО ОНУ им. Мечникова. — Важное значение приобретает траектория жизни — особенности раннего развития, родительское влияние, условия взросления, характер и выраженность стрессана разных этапах жизненного пути, а также выбираемая профессия и прочие социальные обстоятельства, включая осознанные стратегии сохранения своего когнитивного капитала».
Когнитивные проблемы пожилых «закладываются» в довольно раннем возрасте, и в этом участвуют эпигенетические механизмы, зависящие от множества внешних обстоятельств (в основном стрессового характера), а также отчасти от поведения самого человека. Инвестирование в психическое здоровье детей и подростков означает сохранение когнитивных возможностей пожилых людей. Поэтому необходимы не только стратегии позитивного старения (которые, конечно, очень важны для ныне живущих пожилых людей, которых становится все больше), но и более ранние интервенции, направленные на молодёжь. В этой осознанной деятельности могут принимать участие сами пожилые люди. Для этого необходимо найти подходы, которые бы позволили сблизить детей, подростков, молодёжь и пожилых людей.
Продолжение на МЕД-инфо http://med-info.ru/content/view/8100