Найти в Дзене
Logorina

Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста

Правильное произношение звуков во многом зависит от того, насколько хорошо развиты мышцы языка губ, щек, мягкого неба, а также согласованности всех движений, их четкости. Добиться высокой разборчивости можно только путем многократных тренировок. Мышцы языка, как и все другие можно тренировать. Логопеды с этой целью предлагают комплексы артикуляционной гимнастики, то есть гимнастики для мышц участвующих в артикуляции (произнесении) звуков.

Если ребенок достиг трехлетнего возраста, то его без труда можно увлечь играми с язычком, которые можно проводить как перед зеркалом, так и без.

Детям младшего дошкольного возраста предлагают самые простые упражнения: «Заборчик», «Лягушечка», «Хоботок», «Иголочка», «Футбол», «Часики», «Качели», «Киска», «Вкусное варенье», «Лопата», «Лошадка». (Описание упражнений в конце статьи.) Но не стоит делать все упражнения сразу. Для одного раза достаточно 3-4 упражнений, которые суммарно выполняют 3-5 минут. Наибольший эффект может быть достигнут при выполнении упражнений ежедневно, по нескольку раз в день. Новые упражнения вводятся постепенно. Что-то получится не сразу, а через несколько дней. Главное - пробовать!

Чтобы гимнастика не надоела, ребенку было интересно, можно купить красивое зеркало и сказать, что оно волшебное. Тот, кто смотрит в него, может превратить свой язык в лопату, иголочку, киску….

Раз, два, три, раз, два, три -

Язык в лопату преврати,

Раз, два, три, раз, два, три –

Головою не крути.

или

В руки зеркальце возьмем,

Все пылиночки смахнем.

На себя мы поглядим

Язык в лопату превратим.

В продаже есть игрушки с большими языками, куда можно просунуть руки и придавать языку нужную форму. Аналогичную игрушку можно изготовить и самим из подручных материалов. Например, «Домик Язычка» (см. фото).

-2

Педагоги широко используют карточки с картинками. Эти карточки можно предложить достать из «волшебного» мешочка, выложить дорожкой, отыскать в комнате по подсказкам взрослого и т.п.

Для проведения артикуляционной гимнастики придумано много сказок и историй. Их несложно сочинить самостоятельно, достаточно немного пофантазировать.

Жил-был маленький котенок (упр. «Киска»). Как-то раз он пошел гулять и забрался на забор рядом с домом (упр. «Забор»). А за забором оказалась… детская площадка. Чего там только не было! Сначала котенок долго рассматривал качели (упр. «Качели»), потом наблюдал за мальчиками, которые играют в футбол (упр. «Футбол»). Одна девочка взяла большую лопату и стала что-то копать в песке (упр. «Лопата»). Самый маленький ребенок весело скакал на игрушечной лошадке (упр. «Лошадка»). Котенок хотел пойти на площадку и познакомиться с детьми, но вдруг услышал: «Мяу!» Это его позвала мама. Он был послушным, поэтому спрыгнул и побежал домой.

Для регулирования длительности выполнения упражнений хорошо подойдут детские стихи или небольшие песенки.

***

Тянет слоник хоботок,

Хочет он сорвать цветок.

***

Лягушонку снится сон,

Будто на скейтборде он.

***

Перерыл лопатой крот,

Весь соседский огород.

***

Сова сегодня занята,

Сова иголочку взяла,

Вокруг катушки, нитки,

Зашьет она все дырки.

***

Котик спинку выгибает

И клубочек догоняет.

***

Жирафу нравятся качели,

А еще чтоб птицы пели.

Только птицы запоют,

Наш жираф уж тут как тут.

На качели взгромоздится,

Представляет себя птицей.

***

Заяц на часы глядит,

Очень в гости он спешит.

Еще больше игр и заданий к проведению артикуляционной гимнастики Вы найдете на сайте www.logorina.ru .

Описание артикуляционных упражнений

1.«Лягушечка-хоботок»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.

2.«Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3.«Лопаточка (Блинчик)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Бо­ковые края языка должны касаться углов рта.

4.«Иголочка (Змейка)»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

5.«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбо­родку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус­кается к нижней губе;

6.«Футбол (Орешки)»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались "мячики".

7.«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то
к правому. Повторить 5-10 раз.

8.«Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж­няя челюсть не двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем вы­равнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10.«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

11.«Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасши­ритель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Автор стихов и текстов И.А. Матыкина (при копировании ссылка на автора обязательна).

Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.