Правильное произношение звуков во многом зависит от того, насколько хорошо развиты мышцы языка губ, щек, мягкого неба, а также согласованности всех движений, их четкости. Добиться высокой разборчивости можно только путем многократных тренировок. Мышцы языка, как и все другие можно тренировать. Логопеды с этой целью предлагают комплексы артикуляционной гимнастики, то есть гимнастики для мышц участвующих в артикуляции (произнесении) звуков.
Если ребенок достиг трехлетнего возраста, то его без труда можно увлечь играми с язычком, которые можно проводить как перед зеркалом, так и без.
Детям младшего дошкольного возраста предлагают самые простые упражнения: «Заборчик», «Лягушечка», «Хоботок», «Иголочка», «Футбол», «Часики», «Качели», «Киска», «Вкусное варенье», «Лопата», «Лошадка». (Описание упражнений в конце статьи.) Но не стоит делать все упражнения сразу. Для одного раза достаточно 3-4 упражнений, которые суммарно выполняют 3-5 минут. Наибольший эффект может быть достигнут при выполнении упражнений ежедневно, по нескольку раз в день. Новые упражнения вводятся постепенно. Что-то получится не сразу, а через несколько дней. Главное - пробовать!
Чтобы гимнастика не надоела, ребенку было интересно, можно купить красивое зеркало и сказать, что оно волшебное. Тот, кто смотрит в него, может превратить свой язык в лопату, иголочку, киску….
Раз, два, три, раз, два, три -
Язык в лопату преврати,
Раз, два, три, раз, два, три –
Головою не крути.
или
В руки зеркальце возьмем,
Все пылиночки смахнем.
На себя мы поглядим
Язык в лопату превратим.
В продаже есть игрушки с большими языками, куда можно просунуть руки и придавать языку нужную форму. Аналогичную игрушку можно изготовить и самим из подручных материалов. Например, «Домик Язычка» (см. фото).
Педагоги широко используют карточки с картинками. Эти карточки можно предложить достать из «волшебного» мешочка, выложить дорожкой, отыскать в комнате по подсказкам взрослого и т.п.
Для проведения артикуляционной гимнастики придумано много сказок и историй. Их несложно сочинить самостоятельно, достаточно немного пофантазировать.
Жил-был маленький котенок (упр. «Киска»). Как-то раз он пошел гулять и забрался на забор рядом с домом (упр. «Забор»). А за забором оказалась… детская площадка. Чего там только не было! Сначала котенок долго рассматривал качели (упр. «Качели»), потом наблюдал за мальчиками, которые играют в футбол (упр. «Футбол»). Одна девочка взяла большую лопату и стала что-то копать в песке (упр. «Лопата»). Самый маленький ребенок весело скакал на игрушечной лошадке (упр. «Лошадка»). Котенок хотел пойти на площадку и познакомиться с детьми, но вдруг услышал: «Мяу!» Это его позвала мама. Он был послушным, поэтому спрыгнул и побежал домой.
Для регулирования длительности выполнения упражнений хорошо подойдут детские стихи или небольшие песенки.
***
Тянет слоник хоботок,
Хочет он сорвать цветок.
***
Лягушонку снится сон,
Будто на скейтборде он.
***
Перерыл лопатой крот,
Весь соседский огород.
***
Сова сегодня занята,
Сова иголочку взяла,
Вокруг катушки, нитки,
Зашьет она все дырки.
***
Котик спинку выгибает
И клубочек догоняет.
***
Жирафу нравятся качели,
А еще чтоб птицы пели.
Только птицы запоют,
Наш жираф уж тут как тут.
На качели взгромоздится,
Представляет себя птицей.
***
Заяц на часы глядит,
Очень в гости он спешит.
Еще больше игр и заданий к проведению артикуляционной гимнастики Вы найдете на сайте www.logorina.ru .
Описание артикуляционных упражнений
1.«Лягушечка-хоботок»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.
2.«Заборчик»
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
3.«Лопаточка (Блинчик)»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
4.«Иголочка (Змейка)»
Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
5.«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
6.«Футбол (Орешки)»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались "мячики".
7.«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то
к правому. Повторить 5-10 раз.
8.«Чистим зубки»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
9.«Киска злится (Горка)»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
10.«Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз затем втянуть язык в рот. к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
11.«Лошадка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
Автор стихов и текстов И.А. Матыкина (при копировании ссылка на автора обязательна).
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.