Найти тему
Logorina

Почему дети плохо говорят?

Значительное число детей испытывают трудности в овладении правильным произношением, у многих отмечаются задержки речевого развития, нередко встречается и отсутствие речи.

Один ребенок не произносит несколько звуков, его мама считает, что он плохо говорит. Другой ребенок не произносит много звуков, но кроме того не знает большого количества слов, не может выразить словами свои желания и неполностью понимает обращенную речь. Он тоже плохо говорит. Получается, что в категорию «плохоговорящих» попадают почти все дети с теми или иными нарушениями речи.

Конечно, разные проблемы с речью возникают по разным причинам. Если нарушено произношение одного-двух звуков, то, возможно, просто никто ни разу не обратил внимание ребенка на правильное произношение этих звуков, не продемонстрировал положение органов артикуляции в момент их произнесения. Это довольно редкий, но самый простой и благоприятный вариант.

К сожалению, трудности в произношении звуков могут быть связаны с нарушениями проводимости нервных волокон; неумение различать и выделять звуки из речевого потока является следствием нарушений в височной области левого полушария головного мозга, отвечающего за восприятие звуков; проблемы со слоговой структурой возникают из-за нарушений в лобной доле левого полушария головного мозга, где происходит составление двигательных программ.

Любое повреждение или травма, связанная с головным мозгом может повлечь проблемы с речью. Так как в процессе речи задействованы самые разные области, которые участвуют не только в восприятии и построении двигательных мелодий, но и помогают запоминать речевой материал, создают образы, отвечают за контроль над реализацией программ.

Поскольку речь не возможна без полноценного функционирования центральной нервной системы, то становится понятным, почему так велика роль психоневролога в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений.

Сбои в работе центральной нервной системы также имеют свои причины. Это всевозможные вредные факторы, действовавшие в перинатальном, натальном и постнатальном периодах (то есть во время беременности, родов и после рождения ребенка). Токсикозы, резус-конфликт, кислородное голодание во время беременности и в момент родов, нейроинфекции и многое другое могут приводить к нарушениям в центральной нервной системе. Причем раннее воздействие неблагоприятных факторов приводит к размытой картине, симптомы выражены у детей не так четко, как у взрослых, так как мозг находится в стадии формирования и может перераспределять функции с поврежденных областей на здоровые. Нет одного конкретного фактора, который точно окажет неблагоприятное воздействие на речь. В случае с речью должно быть сочетание нескольких отрицательных воздействий. Большая часть исследователей склоняется именно к мультифакториальной природе речевых нарушений.

Не нужно забывать, что современные дети много времени проводят в среде плохоговорящих сверстников, больше общаются с телевизором, планшетом, компьютером или другими гаджетами, чем с родителями, далеко не все родители считают необходимым исправлять ошибки в речи детей и тем более осознанно и целенаправленно ее формировать.

Частые болезни ослабляют не только иммунитет, но и ограничивают возможности центральной нервной системы в усвоении нового, неправильное питание так же истощает детей, а электромагнитное излучение разрушающе действует не только на организм детей, но и взрослых.

В любом случае, каковы бы ни были причины речевых трудностей, их можно и нужно преодолевать. Благо, в распоряжении врачей и педагогов есть значительный арсенал методов и приемов, которые помогут справиться с речевыми трудностями, а, значит, облегчат усвоение новых не менее важных умений и навыков.

Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.