Найти тему
Logorina

Общее недоразвитие речи. 3 уровня ОНР

Различные речевые нарушения, например, алалия или дизартрия, могут давать картину общего недоразвития речи (ОНР). ОНР предполагает нарушения всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, семантической. Ниже приводится точное определение.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Поскольку проявляться общее недоразвитие может по-разному (от единичных лепетных слов до развернутой речи со специфическими ошибками), то ученые выделили три уровня ОНР.

По классификации Р.Е. Левиной первому уровню соответствуют простые лепетные слова, которые могут быть поняты только в момент произнесения с учетом ситуации. Слова больше напоминают корни слов, не имеют окончаний. Звуки, из которых состоят такие слова, произносятся, как правило, не точно, приближенно. Только некоторые звуки произносятся верно, остальные лишь напоминают звуки, произносимые взрослыми людьми. Одним и тем же словом ребенок может обозначать различные предметы и действия (би-би – машина или любой предмет с колесами, звуковой сигнал, обозначение движения). Дети активно дополняют речь жестами. Понимание речи очень ограниченное. Дети могут показать предметы, которые им известны (кукла, мячик, машина), но затрудняются в понимании двухступенчатых инструкций (возьми машинку, дай маме), различении единственного и множественного числа, совсем не понимают речевые конструкции с предлогами.

Второй уровень речевого развития характеризуется наличием у ребенка фраз из 2-3 слов. Фразы часто грамматически не оформлены (Нига титять. - Книга читать.) В речи несколько простых предлогов, либо предлогов нет совсем. Словарный запас обиходной тематики. Большого количества слов, названий животных, предметов окружающего мира дети не знают, затрудняются в назывании цветов, форм, используют очень ограниченное число прилагательных. Понимание речи гораздо лучше, чем при первом уровне. Дети ориентируются в некоторых грамматических элементах. Могут отличить множественное число существительных от единственного, прошлое время глаголов от настоящего. А вот понимание предложно-падежных конструкций остается неполным. Произнесение слов также представляет трудности. Слоги в словах опускаются, переставляются. Звукопроизношение далеко от нормативного. Дети не произносят большое количество звуков, отмечается смягчение звуков, большое количество разнообразных замен и искажений. Восприятие слов и звуков очень несовершенно. Дети путают близкие по звучанию слова (стол – стул, открой – закрой, мышка – мишка), многие звуки для них звучат похоже (с – ш, к – г).

Речь детей при третьем уровне понятна окружающим, но количество ошибок, допускаемых детьми велико. Дети пользуются простыми распространенными предложениями. Сложные предложения с союзами строят редко. Образование слов с помощью суффиксов и приставок затруднено (железовая дверь, малинное варенье, вспрыгнул), отмечаются трудности в согласование числительных с существительными и прилагательными (пять яблока), не усвоены падежные окончания существительных во множественном числе (за деревьями, гнездов, письмы). Дети не всегда могут описать пространственное расположение предметов, плохо ориентируются в обозначении временных отношений. Словарный запас беден, слова могут использоваться в приближенном значении, заменяться по смыслу, детям сложно объяснить значения слов. Многосложные слова могут произносить правильно вслед за взрослым, а в самостоятельной речи сокращать (сипед вместо велосипед). Звукопроизношение нарушено, может отмечаться до 12 неправильно произносимых звуков, их пропуски и замены. Звуковым анализом самостоятельно овладеть не могут.

В зависимости от уровня ОНР требуется два или три года коррекционных занятий. Полностью преодолеть нарушение возможно только в результате комплексного подхода (занятия с логопедом, психологом, наблюдение у невролога, возможно психиатра).

В настоящее время комплексную помощь можно получить в психоневрологических санаториях и речевых группах.

Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.