Найти тему
inner emigrant

Берег утопии | Том Стоппард

Страшно сказать, но ровно 10 лет назад, в 2007 году, так же в первую субботу октября, состоялась премьера «Берега утопии» в Российском академическом Молодежном театре по пьесе легендарного драматурга Tom Stoppard.

Мне тогда только исполнилось 20 лет, я учился на 4-м курсе, начинал самостоятельную жизнь, и денег не хватало на многие вещи первой необходимости. Какой уж тут театр? Но как только появились первые афиши, как только поползли слухи, я начал копить и экономить на всем. Это не были какие-то большие деньги, но билеты сразу на три спектакля, да еще и на двух человек, да еще и в « first night » – тогда это казалось чем-то из разряда прихоти. Собрав нужное, купив не без приключений одни из лучших мест в партере, тут же пошел и напился с друзьями так, что под конец вечера занял у них немного и пошел в книжный, где купил все все пьесы Стоппарда, что называется in print. И начал перечитывать, перечитывать и перечитывать.

Стоппард мне казался выдающимся драматургом. В нем было столько иронии, о которой так много любят говорить, но которую так мало кто умеет выдавать. В нем было столько сути. Его «Аркадия» навсегда – один из самых любимых текстов для театра. Все его пьесы предельно сценичны, он сам играет с формой, играет со временем в спектакле. Порой создается ощущение, что режиссеру и делать-то ничего не требуется.

И вот премьера! Стоппард в России. Ходит, раздает вежливые интервью, а за ним из-за каждой колонны следят мои полные восхищения глаза. Спектакль мне тогда показался вполне так себе (ну разумеется кроме Белинского в исполнени Евг. Редько), но надо понимать, что я только прочел пьесу (дважды). Мне любой спектакль был плох. Чуть позже я увидел трейлер заграничной версии, где все сверкало богатством, где была эффектная музыка, стремительность (да что объяснять, кто в России 10 лет назад знал что такое «трейлер спектакля»?).

Позже я конечно посмотрел эту заграничную версию (не спрашивайте какой ценой). И был в ужасе. Это было действительно дорого, действительно эффектно, действительно стремительно, но в этом совсем не было чего-то русского, какой-то души. То, что Стоппард почувствовал про нас (лучше нас самих), на что указал нам, что объяснил про ту самую особую «русскость» - у них просто отсутствовало напрочь. Оно и у нас не везде было. Наверное никто так небрежно не относится к своей истории, как мы. Люди в зале просто не верили, что события реальны, имели наглость что-то доказывать драматургу (о, нелепые!).

В первый год проходило множество встреч и публичных диалогов со Стоппардом. Туда приходили все эти люди, основной посыл которых состоял лишь в ущербном «будешь ты еще, проклятый англичашка нас русскости учить». Один раз даже примчались какие-то анархисты, где глупыми и ребяческими выкриками пытались доказать, что в Бакунине не было глупости и ребячества. После одной из таких встреч я не выдержал, подошел к сэру Стоппарду (а это был первый раз, когда я стоял перед настоящим сэром) и сказал ему ту самую строчку из Байрона, которая сейчас красуется у меня на кавере «Я среди них, но я не с ними. Извините и спасибо!». Видимо тогда и началась моя внутренняя эмиграция. Сейчас я этих людей не осуждаю, половина зала узнала и пришла-то только потому, что в спектакле со сцены почти не уходила Нелли Уварова, главная героиня самого популярного в то время сериала «Не родись красивой». А не мне вам рассказывать насколько подвержена влиянию телевидения у нас нация и сколько от этого в стране проблем до сих пор.

Всего я был на этом спектакле 9 раз. И я бы хотел сейчас завернуть для красоты биографии, что ходил каждый год, но нет. Первые три раза были в первый же год. В остальные 6 я водил знакомых, друзей, коллег с одной работы, коллег с другой работы. Я понимал, что пьесу никто читать не будет (ну кто читает пьесы?), а спектакль все же был (и до сих пор есть) лучшей ее визуализацией. Но как уговорить людей придти в выходной в театр в 12:00, а выйти в 22:00? Все отвечали: «ну мы не такие театралы, извини». И я, размахивая руками, доказывал, что это вообще не про театр, что это – великий текст, переосмысление нас так, как мы никогда бы не смогли. Но работала только одна схема: «пойдемте туда дружной толпой, я пойду с вами, и если хоть одному не понравится, мы сразу все уйдем, и я всех угощаю ужином». Может конечно мне очень везло всегда на друзей, знакомых и коллег, но угощение ужином всегда доставалось мне и всегда в 22 часа 30 минут.

Последний раз я был тут 6 лет назад – 10 декабря 2011 года, в день первого митинга на Болотной. Уже тогда спектакль сильно потерял, просел и был заигран. Но из Стоппарда строчки не выкинешь, здесь глубочайший анализ кризиса свобод и предреволюционной атмосферы, и зал неистово аплодировал.

Сегодня, в свой юбилейный год, в год 100-летия революции, в день 10-летия спектакля, я тут в 10-й раз. Это новое ощущение. Я становлюсь старее, я больше не смотрю спектакли годами, теперь я смотрю их десятилетиями. Значение десятков может меняться, может быть и 20, и 30, и 40 лет – погоды это уже не изменит. Пока мне казалось, что жизнь стремительно менялась, она стояла на месте.

«Телеграф» доигрался.

«Телескоп» закрыт.

«Колокол» долго не протянет.

Станкевич умер.

Пушкин убит.

Бакунин закончит в Петропавловке.

Прямухино - последний оплот свободы.

Где у барина пять сотен душ, и нет надежды на спасение хотя бы одной.

Что не так на картине?

Зал все так же аплодирует не спектаклю, режиссеру или артистам, а Стоппарду.

Это при всех своих серьезных минусах все еще лучший спектакль по великому тексту великого драматурга.

И как же нам повезло, что его внимание привлекла именно наша история. История, которая нас самих не привлекает.

Закончилось «Путешествие».

Впереди «Кораблекрушение».

С «Выброшенных на берег» придется сбежать.

Все с тем же буклетом в руках, что и 10 лет назад.

Еще один закат, еще чуть ближе к Богу.

___________

Источник материала:
https://goo.gl/RbWrNv

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant