Найти тему
inner emigrant

Inside | Dimitris Papaioannou

Ребята, а уже сегодня на фестивале "Territoriя​" официально для всех в Москвоском музее совершенного искусства (Петровка, 25) открывается "Изнанка" от Dimitris Papaioannou​.

Если кто не в курсе, Папаиоанну – это человек прославившийся церемонией открытия Олимпийских игр в Афинах в 2004. После такого карьерного успеха он разумеется стал очень востребован, и все театры жадно захотели у себя его премьеру какую-нибудь иметь. И он выбрал самый центральный и знаковый театр и поставил там спектакль "Изнанка" (Inside), который длился 6 часов, и где ничего не происходило, кроме выходов перформеров, их бытовых занятий (разулся, посидел на кухне, разделся, сходил в туалет, принял душ, вышел на балкон, лег спать). Более 30 актеров с разной частотой выходили и проворачивали одну и ту же процедуру. Билет продавался прикрепленным к паспорту. Войти можно было только по удостоверению личности, но зато можно было спокойно выйти, покурить, забежать домой, перекусить, вернуться. В общем делай что хочешь. Спектакль, как вы понимаете в продажах провалился дико, но для театрального искусства стал величиной знаковой.

Весь этот спектакль Папаиоанну снял на видео. С одной точки, зафиксированной по центру. Все шесть часов. Пытался монтировать, но в итоге остановился на простом решении – перенести запись в музейные пространства в формате видео-инсталяции на масштабном экране. И вот теперь это чудо доехало и до нас. С 13-го по 15-е октября можно все рассмотреть. Правила те же: бери билет, заходи когда хочешь, уходи куда и когда хочешь, можешь вернуться, можешь больше никогда не возвращаться, можешь все 6 часов сидеть, не шелохнувшись.

Собственно, чтобы выяснить зачем же нужно смотреть на монотонное и повторяющееся действие в течение 6-ти часов к ряду нормальному человеку, я сегодня буквально без еды и воды прилетел после "ВМаяковского" и сидел до победного.

Вначале надо сказать, что Папаиоанну свою карьеру начинал именно как художник (буквально рисовал картины) и только в 19 лет увлекся возможностью инсталляций приводить картины в движение. Однако, как он сам отмечает, непосредственно картины оживлять не надо (о хвала небесам, хоть кто-то авторитетный подтвердил, что все эти медийные "ожившие полотна" – адская пошлятина и аттракцион), картина должна быть статичной и приводиться в движение только воображением. Поэтому Димитрис увлекся театральной формой и начал создавать проекты на стыке жанров. В частности тут он захотел привнести музейную форму инсталляции в театр, а теперь, сняв получившийся спектакль на видео, возвращает театральную форму обратно в пространство музейное.

Но примечательна вот какая деталь. Художник в нем не погиб. И сегодня он немного рассказал, что если в инсталляции посмотреть на кухню, то там выстроена композиция и свет Вермеера, в ванной комнате – Дэвид Хокни, а в области спальни – Эдвард Хоппер. Все трое – любимые художники Димитриса. И все трое – работали с одиночеством и одинокими людьми в своих домах.

Тут я, как вы понимаете плавно подвожу к тому, что эти 6 часов значат и какое новое чувство дают. Все перформеры мальчики и девочки в спектакле специально подобраны внешне очень схожими по возрасту и комплекции, их пожалуй единственное отличие – рост. Это сделано для того, чтобы создавалось ощущение, что это один и тот же человек, изо дня в день повторяющий всю эту монотонную процедуру. За окном меняется пейзаж, по положению солнца в инсталляции течет время, а мы сидим и 6 часов смотрим на пустое время. То время, которое каждый день тратим на эти бытовые вещи, не задумываясь. Это время лишено ценности для нас, и именно его Димитрис нам показывает. Перед нами разворачивается "сeremony of nothing", как определяет сам режиссер.

Инсталляция, как и спектакль, лишена привычного сюжета: нет ни начала, ни конца, ни середины. Димитрис демонстрирует нам структуру без структуры. При этом по форме он действует, руководствуясь музыкальным принципом. Каждый перформер должен произвести определенный набор действий: разуться, сложить вещи, замереть на кухне, снять одежду, замереть в полотенце, пройти в душ, выйти на балкон, замереть и полюбоваться видом, перейти к кровати и лечь спать. Этот нехитрый набор действий формирует своего рода музыкальную фразу. Дальше Димитрис начинает накладывать эту фразу одну на другую: один человек еще не дошел до ванной, как уже входит такой же и разувается. Иногда на сцене встречаются аж по 7 человек. При этом все точки замирания являются входными и выходными. То есть фраза может начаться не сначала, и может не закончить весь свой цикл. От этого рождается напряжение, интенсивность, развитие и заинтересованность.

Однако, где-то в среднем через полчаса просмотра зрителя подстерегает раздражение – зачем я это смотрю, если происходит одно и то же и меняется только количество человек, вид за окном и освещение? Как правило на этом этапе большинство и заканчивает для себя просмотр, но если же сделать усилие, поступить так, как обычно поступаешь в традиционном театре: дать спектаклю время в надежде, что оно вернется к тебе новым осмыслением и трансформируется в твое личное ощущение времени, то погружаешься в какое-то медитативное состояние. Это как наблюдать за облаками. Они тоже в принципе повторяют один тот же набор действий, но насколько по-разному каждый раз. Такой ограниченный и жестко определенный набор действий начинает демонстрировать невероятные вариации. Если недавний фестиваль Элвина Люсье прочищал слух и заставлял по-другому воспринимать мельчайший шорох пространства, то "Изнанка" помогает по-новому воспринимать и видеть привычные вещи, учит видеть время. А это ценный опыт.

Особенно интересно существование перформеров. Они лишены любой импровизации. Все их действия строго зашиты в хореографию спектакля. При этом все перформеры эмоционально сдержанны. Папаиоанну убежден, что как только эмоция начинает выражаться на сцене, она сразу становится фальшивой. Только эмоциональная сдержанность может усилить эмоцию до того, что она уйдет в зал. И глядя на большинство наших репертуарных спектаклей, с этим убеждением сложно спорить.

И наконец последнее, но возможно самое важное, чего достигает "Изнанка" у зрителя: она позволяет каждому увидеть насколько прекрасен человек, когда он один, когда его никто не видит. Димитрис тонко чувствует разницу одинокого состояния. Есть "одиночество" (loneliness) – что-то вынужденное, обреченное, от чего хочется спасаться и бежать (никто не хочет быть одиноким). А есть "уединение" (solitude) – то, что подпитывает человека, служит ему укрытием и спасением, то к чему каждый стремится. Именно на уединении построена "Изнанка". Поэтому, когда многие критики пишут про опыт "вуаеризма" у Папаиоанну, они немного ошибаются. Он безусловно пристутсвует, только несет тягу к подглядыванию не за обнаженным телом, не за тем как "работает другой человек, горит огонь и течет вода", а именно за этим спасительным состоянием уединения. Состоянием, на которое прежде мы не могли посмотреть со стороны.

Поэтому сходить и все это не просто увидеть, а именно ощутить, испытать себя, мне кажется как минимум любопытным. Билеты стоят всего 500р, их еще совсем немного есть тут: https://goo.gl/WYj8z7. И эти билеты позволяют в случае чего осмотреть всю экспозицию музея. То есть "Изнанка" вообще как-бы даром получается. А там правда хорошо, и там в углу даже кулер стоит, чтобы совсем было комфортно и можно было не отрываясь сидеть, стоять или ходить все 6 часов.

А чтобы довершить впечатление и еще больше раздразнить выкладываю мельчайший кусочек видео, где на фоне Димитрис немного рассказывает сам об одной из целей.

Ну и самых стойких и увлеченных в инсталляции ждет сюрприз – всего один раз, буквально на пару минут в ней появится влюбленная пара (причем и в жизни перформеры вроде как тоже вместе). Это своего рода кульминация. И в этом медитативном состоянии выглядят они очень эффектно, напоминая нам, что любовь – это не когда разделяешь радости и печали, а когда готов разделить уединение.

Если кто испугается, что в поиске влюбленных ошибся или просмотрел, в личке смогу подсказать как их можно было узнать.

Всё.

Завтра надеюсь будут вести с Лепажа и еще кое-чего. А потом постараюсь так сильно ваши ленты не засорять своими навязчивыми похождениями хотя бы несколько часов. :)))

___________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/videos/346806485768261/

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant

-2
-3