Вот уже 50 лет по Свердловской области ходит легенда, как в 1967 году пропало все население поселка Растёсс (120 человек). Якобы, еще вчера местные жители занимались своими делами, а наутро никого не осталось...
Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».
Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП» провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…
«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»
- Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь. На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…
Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Геннадий Ильиченко. От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.
«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».
- Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.
Мы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм»:
- Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…
ПРИЕХАЛИ
- Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.
Мы в 700 километрах от Екатеринбурга. Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».
Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные 25 километров. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.
- А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!
Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.
- Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.
Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:
- Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.
- Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.
- А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме. Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!
«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»
- Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 70-летняя Людмила Половникова. – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.
- И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.
- Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золотой рудник был в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.
Людмила Анатольевна перебирает старые черно-белые фотографии - единственное подтверждение того, что деревня-призрак действительно была в ее жизни. Вот на фото смеются подростки, вот - улыбается влюбленная парочка…
- В поселке было 32 дома. Жили большими семьями, - вспоминает Половникова. – Каждую неделю взрослые собирались на большое собрание. Обычно обсуждали, как вести хозяйство, кому помочь дом починить. Но в 67-м все чаще говорили о том, что пора бы уже уезжать из Растесса. Золото встречалось все реже. Мне тогда уже 15 лет было. Поэтому меня стали брать на такие собрания.
От разговоров сельчане перешли к делу лишь после очередного набега беглых заключенных.
- Среди зеков почему-то ходил слух: в Растессе так много золота, что мы, когда хороним людей, даже кладем золото в гроб. Вот эти изверги и перерыли однажды все наше кладбище! Участкового в селе сроду не было. А до Павды идти никто не захотел. Поэтому на очередном собрании было принято решение, наконец, уехать из нашей богом забытой деревушки.
Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства – Верой Поповой. Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине – в Краснотурьинске.
- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? – недоумеваем мы.
- Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? – хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.
- А почему местные жители не закопали оскверненные могилы?
- Часть людей, конечно, прибралась на кладбище. Но были и не очень хорошие люди, которые махнули рукой на разрушенные могилы предков.
- И кто же мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?
- Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о Растессе по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.