Найти в Дзене
galgut_and_books

После неё вам захочется помыться.

Оглавление

Толстая тетрадь

В 1986 году роман «Толстая тетрадь» швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф был ласково встречен литературными критиками и читателями. Снискав подлинный успех, автор вслед за триумфальным произведением выпустила ещё два - «Доказательство» и «Третью ложь», явившиеся по сути продолжением «Тетради». В итоге вышла трилогия, где все части неразрывно связаны друг с другом и не имеют абсолютно никакого значения по отдельности.

Однако, начиная погружаться в мир Кристоф, стоит держать в голове, что несколько лет первый роман Аготы «Толстая тетрадь» был единственным и продолжения в общем-то не предполагал, то есть был самоценен. Повествует сие произведение о братья-близнецах, попавших в мясорубку Второй Мировой войны, лишившихся родителей в раннем возрасте и живших на попечении у бабушки в маленьком городке. Сразу вырисовываются центральные проблематики - детская психологическая травма, спартанское воспитание (бабушка не намерена кормить дармоедов, а по сему раз руки-ноги на месте - иди работай), повсеместная нищета, страх бомбёжек и прочие, описанные тысячи раз сотнями других писателей до Аготы Кристоф. Чтобы освежить произведение и сделать его менее тривиальным, швейцарская писательницы вводит ещё одну тему - создание сверхчеловека. Такое себе практическое руководство к философским трактатам Ницше. Воплощается идея в следующем: мальчики, познавшие всю боль этого мира, и пытающиеся избежать новых страданий (как душевных, так и физических) начинают целенаправленно истезать друг друга. В ход идут избиения, голодовки и различного рода закалки. Цель проста - вылепить из себя людей, не подверженных внешним обстоятельствам, то есть стать тем самых сверхчеловеком, который попросту не чувствует боль.

Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)
Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)

В дополнение к описанию жизни неординарных близнецов Агота вводит повествование десяток периферийных героев, которые тем или иным образом взаимодействуют с главными персонажами. И вот здесь в полной мере проявляется новаторство Кристоф. Абсолютно все характеры в романе, мягко говоря, неадекватные: нимфоманка-зоофилка, педофил-мазохист и прочие приятные личности, которые страница за страницей не перестают шокировать читателя. Так герои второстепенные вместе с чудаковатыми, а чем дальше по тексту, тем более жестокими, центральными персонажами, создают картину кромешного ада. В итоге концентрация мерзостей зашкаливает. Не преувеличивая масштабы трагедии: на одной странице даётся подробное описание совокупления девочки-подростка с собакой, через 12 страниц эту же девочку травят городские детишки и плюют ей в ведро с водой и приказывают: «Соси!», обещая, что если она выполнит указание, то сможет спокойно наполнить ведро водой и отнести домой. Ещё 18 страниц спустя, добрая женщин обогрев близнецов, оказывает им следующую услугу:

«Она гладит и целует нам все тело. Она щекочет нам языком шею, подмышки, копчик. Она становится на колени перед скамейкой и сосёт нам члены, которые у неё во рту становятся больше и тверже».

А теперь на минуточку: мальчишкам лет по 10-11! Самое интересное в этом то, что все ситуации преподносятся как сами собой разумеющиеся. Можно предположить, что Агота Кристоф прибегла к детальному описанию всего самого отвратительного и откровенно вызывающего рвотные позывы, в гротескной форме обрисовала жизнь маленького городка, дабы показать весь ужас и весь абсурд Мировой Войны, которая ломает людей, превращает обывателей в извращенцев, где ангелочки становится убийцами, а изголодавшиеся по сексу женщины, бросаются на всех, у кого есть хоть какой-то мужское достоинство. Принимая за основную идею мысль о том, что «Толстая тетрадь» - это война глазами детей, можно оправдать автора в его вычурной и чрезмерной натуралистичности и нагромождении гнусностей, но не стоит забывать, что «Толстая тетрадь» была продолжена ещё двумя романами, которые в свою очередь во многом опровергают высказанную выше теорию.

Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)
Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)

Доказательство

Вторая часть трилогии представляет из себя прямое продолжение первой и является, пожалуй, самой стройной и самой психологически ориентированной частью романа. Отходя от прямолинейного описания всевозможного рода гадостей, Агота переходит к плавному повествованию о размеренной жизни в маленьком городке. Именно здесь раскрываются глубинные мотивы и сокровенные желания персонажей. «Доказательство» в противовес «Толстой тетради» наполнено добротой и состраданием, оно позволяет расслабиться и медленно плыть по страниц, лишь изредка содрогаясь от неожиданных поворотов. И вот уже с головой укутавшись в сплетённый Кристоф лоскутный плед, читатель вдруг начинает остро чувствовать, что здесь что-то не так...

Третья ложь

... И оказывается абсолютно прав. В первых двух частях Агота просто играла с читателем, расставляла капканы и разбрасывала подсказки. Время расплаты - часть третья, в которой все раскрывают карты. Самое время перенести свои мысли от «что хотел сказать автор» к соединению деталей в единую картинку.

А вот когда пазл сложен, тогда и ответ на изначально поставленный вопрос возникнет сам собой. Роман-то, оказывается, о силе воображения. Безусловно, Агота подняла ещё множество проблем, побуждающих задуматься, но в центре всего - выдумка, позволяющая осознать тяжёлую жизненную ситуацию, отрефлексировать её и создать для себя совершенный мир, в котором всё произошедшее не было страшной случайностью.

Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)
Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)

Многослойный роман Аготы Кристоф, говорящий на языке гротеска и абсурда претендует на звание высокоинтеллектуальной литературы, но не может его оправдать. Во время прочтения произведения складывается ощущение, что писательница заигралась и сама же потеряла кусочки пазла, которые должны были полностью собраться под конец произведения. Плюс к этому обнаружились фрагменты, которые в общую картинку не вписываются. Целостность произведения оказывается разрушенной и не подлежащей восстановлению. Разбивается на осколки и смысл первой части романа. Пытаясь встроиться в общую канву произведения, многие события «Толстой тетради» теряют свою значимость и оказываются не удел, а литературный приём, сотканный из гротеска и абсурда превращается в пустой звук, созданный исключительно для привлечения аудитории.

Не на руку Аготе Кристоф играет и выбранный её стиль повествования. Первая часть трилогии представляет из себя дневник мальчиков-близнецов, написанный, как и полагается детям, очень простым языком. Предложения, составленные и подлежащего, сказуемого и дополнения смотрятся органично и полностью соответствуют задумке. Но этот же приём сохраняется и в последующи двух частях, рассказанных уже взрослыми мужчинами. Резонен вопрос: неужели речь героев с возрастом совсем не обогатилась? Да, благодаря, не усложнённым конструкциям роман читается легко и быстро, но его качество от этого сильно теряет.

В итоге «Толстая тетрадь» - чтение, после которого хочется часами стоять под душем и оттирать тело жесткой мочалкой. И самое противное то, что ты не понимаешь, ради чего тебя искупали во всех этих помоях. Шоковая терапия? Но ведь это противоречит врачебной этике...

Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)
Кадр из фильма "Толстая тетрадь" (2013 год)