Взгляните на примеры, иллюстрирующие разницу между формой поведения ребенка, и целью этого поведения:
- Никита, семилетний школьник, которому поставлен диагноз «нарушения эмоциональной сферы», начинает кричать и бросать учебные материалы, когда его просят заполнить таблицу на уроке природоведения.
- Настя, 12-летняя девочка с диагнозом «умственная отсталость легкой степени», визжит и швыряет учебные материалы, когда в классе учитель работает с кем-то из ее одноклассников.
- 14-летний Денис с диагнозом РАС (растройство аутистического спектра) кричит и бросает предметы, находясь в разных ситуациях, в разное время дня и с разными сверстниками и взрослыми.
Эти примеры показывают, что формы, в которых проявляется проблемное поведение, у Никиты, Насти и Дениса практически идентичны (то есть, все трое произносят неуместные звуки и бросают материалы). Несмотря на схожесть внешних проявлений у каждого ребенка здесь своя цель.
Результаты функциональной оценки поведения показали, что для Никиты крик служил способом избежать сложных заданий; для Насти крик и бросание предметов было способом привлечь внимание учителя, а для Дениса его негативное поведение служило автостимуляцией.
Представляете каких дел может наворотить учитель, которому без подготовки в класс "подселили" пару аутистов и предложили сделать "инклюзию на коленке"?
А вместе с тем, такие случаи сплошь и рядом.