(Ближе к концу своей рецензии я хотел бы дать подсказку к пониманию фильма. Я смотрел с этой подсказкой, что позволило понять картину с первого раза, но, впрочем, вы можете сперва посмотреть киноленту без подсказки — которая не является спойлером и не разрушает впечатление, — а затем прочесть мою рецензию. Тем более, в конце фильма достаточно понятно объясняется, что к чему).
Помню, смотрел я передачу о кино Фёдора Бондарчука, и гостем был Гоша Куценко. Они в полушутку говорили: «Давай снимем кино, которое детям до 25 нельзя смотреть» — «Давай». Похоже, только что я увидел именно такой фильм. И, конечно, излишне говорить, что Фёдор ничего подобного не снимет. Такое снимет только Автор, Auteur. Лишь немногим режиссёрам хватит фантазии и творческой смелости.
Это Даррен Аронофски во всей красе! Моим любимым его фильмом так и остаётся «Чёрный лебедь», и я думал, что куда уж снять нечто мощнее «Реквиема по мечте», но Даррен снял мощнее! «мама!» — пожалуй, один из четырёх фильмов, которые меня пробрали насквозь и вызвали настоящий катарсис. Это шедевр в ряду таких, как «Страсти Христовы», «Титаник» и «Гравитация». Столь безупречные фильмы, как первая «Матрица», «Терминатор 2» и «Inception», к которым невозможно придраться, даже не дотягивают по силе своего воздействия. Вот в чём магия кино!
Шесть названных мной фильмов не похожи и не становятся в один ряд? Становятся! А похожими фильмы и не должны быть, ведь тогда кинематограф станет скучным. «мама!» не похожа ни на какой из виденных мною фильмов и, пожалуй, она ещё более непредсказуема, чем «Криминальное чтиво» Тарантино, где ты не можешь предсказать, что будет через пару секунд. И это огромнейшая редкость — действительно не знать, что же ты увидишь в следующей сцене или даже в рамках одной сцены. Эх, жаль, что нельзя дважды увидеть фильм впервые: коварство первого раза в том, что он такой единственный.
«мама!» бьёт зрителя словно обухом по голове. И вполне понятным становится зашкаливающий уровень насилия в фильме: иначе не пробиться к зрителю, который видел на экране уже, кажется, всё, что угодно, и оброс непробиваемой бронёй.
«У нас дома не курят» — говорит главная героиня назойливому гостю, но она даже представить не может, что у неё в доме будет твориться дальше (и зритель тоже) и как далеко всё зайдёт. И если доктор с женой в начале фильма кажутся ужасными ненавистными сволочами, могу вас предупредить: они ещё самые нормальные изо всех людей, показанных в фильме! И, глядя на происходящее на экране, многие зрители ушли из кинозала, не желая досматривать до конца и не понимая, что тут к чему. Так вот, пришло время для подсказки: всё происходящее — сплошь метафоры и аллегории, их не стоит понимать буквально применительно к главным героям, но гости дома — это люди, и их человеческие поступки сами по себе буквальны, причём весь этот бешеный шабаш, который творится в масштабе одного дома, 7,35 млрд человек творят в планетарном масштабе. Ключ к расшифровке даётся в последнем диалоге главных героев (для тех, кто не понял прозрачные намёки по ходу фильма): главная героиня — это Земля, а её муж — Бог. А люди же, приходя на эту Землю, ведут себя не как временные гости, а так, как даже хозяевам, имеющим в своём доме право на всё, никогда не вздумается себя вести. И как Земля людей на себе носит? Если в «Ное» всё решает потоп, то здесь — огонь. Но всё это творится по воле Бога, Он не хочет это прекращать, ведь жизнь людей в этом мире служит тому, чтобы давать Ему сюжеты для творчеств
Фильм насквозь пронизан библейскими мотивами — тут вам и сотворение мира, и цикличность, и Каин с Авелем, и младенец, которому подносят дары, и противный религиозный культ, и человеческое пожертвование с обрядом причастия, который является ритуальным каннибализмом, но люди-то об этом не задумываются. И много прочего. Причём люди разрушительны не только для дома, в котором они гостят на время своей жизни, но и для самих себя — даже на последней стадии смертельной болезни продолжают гробить себе здоровье и ради бренного материального готовы пойти на всё.
Помните, как в «Реквиеме по мечте» начало медленное, а затем фильм ускоряется до предела? Здесь тоже нечто похожее — ради эффекта шока, чтобы главная героиня (и зрители вместе с ней) не могли опомниться. И это действует! Двухчасовой фильм упакован действием по самое некуда, я бы даже не сказал, что начало в нём затянуто — наоборот, он начинает не с медленного, а со среднего темпа повествования, чтобы затем всё взвинтить до невменяемого уровня.
И, наконец, хочется сказать о нарекании многих: почему здесь так много крупных и сверхкрупных планов героини? Ну, понятно: чтобы мы погрузились в действие и переживания героини и не отвлекались ни на что. А ещё потому, что картинка формата Супер16 (1,666:1) урезана на 30% по высоте до формата 2,35:1. Как и в «Чёрном лебеде». Это моё главное пожелание: чтобы, как я увидел превосходную версию «Чёрного лебедя» в 16:9, где кадр не настолько клаустрофобский и смотрится гораздо красивее и гармоничнее, вышла также open matte версия «мамы!». Для меня решение снимать на 16 мм плёнку показалось спорным: всё же, глядя на качество картинки на огромном экране и видя шумы и зёрна, хотелось бы, чтоб фильм был снят на 35 мм: лучшее качество картинки позволило бы забыть, что это кино, и ещё больше углубиться в переживания.
Но в целом, браво! Да, это кино из разряда «25+», но впечатлительным его как раз и надо смотреть.
10 из 10