Ночь страшна не из-за пробудившихся драконов и оживших мертвецов, а из-за восторжествовавшего нацизма, который не умер и до сих пор имеет своих поклонников. Подруга, посоветовавшая «Ночь в Лиссабоне», сказала: «Надо всем прочитать эту книгу». Она говорила о тех, кто преуменьшает угрозу, кто идеализирует войну, кто пытается обмануть себя и других. Но сегодня я не намерен брать пленных, пусть любители повоевать получат своё.
Одна ночь — это немало. За одну ночь можно отчаяться, дойти до опасной черты, обрести надежду, получить шанс и, возможно, упустить удачу. За одну ночь можно прожить целую жизнь, да не одного, а нескольких людей. Ночь не расставит всё по местам, да и вряд ли принесёт облегчение, только боль. Но за ночью грядёт новый день, и именно за него следует держаться, терпеть, вспоминать, слушать, чувствовать. Войну, смерти, опасности, злоключения, отчаяние и любовь.
Наш герой столкнулся с совершенно незнакомым человеком, назвавшимся Иосифом Шварцем. Шварц захотел во что бы то ни стало поведать свою историю первому встречному. Но сделать это не просто так, а с вознаграждением для терпеливого слушателя. Вот здесь и начинается рассказ в рассказе, прошу прощения, рассказ в романе.
Литературный герой Ремарка переносит нас в то смутное и страшное время, когда начались гонения не евреев внутри нацистской Германии, когда отношение к принятому правительством курсу стало делом государственной важности, когда люди потеряли чувство защищённости, а среди родственников и друзей начался раскол. Шварц и его жена оказались в разлуке из-за происков шурина. Теперь им предстоит вечное притворство, бега, страх перед разоблачением, тюремным заключением и пытками. Даже смерть не страшит, когда думаешь о тех методах, что в ходу у людей, гордо носящих знаки отличия СС.
В этой книге не найти высокопарных лозунгов и морализаторства, весь свой пацифизм и ненависть к фашистам Ремарк вкладывает в судьбы своих героев, в их жизнь и ежечасное противостояние с подбирающимися всё ближе выкормышами Гитлера. Только любовь остаётся выше всех невзгод и позволяет Иосифу и его жене тянуть свое существование в окутанной туманом войны Европе. И эта любовь прекрасна и так проста, так понятна. Не какие-то херувимчики и ангелы скрепили свой союз на небесах, а живые люди здесь на земле. Настоящие люди.
Казалось бы, сбежать из Германии должно быть достаточно, чтобы оставить все ужасы, концлагеря и орудия пыток за спиной. Но европейские державы, так яростно провозглашавшие принципы равенства человека, ратующие за его права и пекущиеся о его драгоценной жизни, на деле оказались лицемерами. Они отвернулись от беженцев и приготовили чужаков к возврату прямо в лапы нацистов. Преподнесли на блюдечке с известной каемочкой.
Проживавшие на территории союзных стран немцы стали политическими заключенными, к которым относились со всем уважением и вниманием. Достойные условия и достойное содержание для тех, за кого Гитлер будет жечь в прямом смысле этого слова. А вот простые люди — беженцы, впавшие в немилость, евреи, обречённые на смерть, эмигранты, пытающиеся уйти как можно дальше от очага войны — всё это лишь ненужный сброд и вещи. Все они были признаны неопасными, а потому и бесправными. Человек не представляющий угрозы не представляет и ценности. Поэтому их просто всей толпой отправили в тюрьмы чуть менее чем полностью похожие на лагеря нацистов. Разве что пытки и изощренные убийства были отложены до тех пор, пока немецкие оккупанты не вступят в пока еще свободные города.
Голод, разлука и смерть… голод, разлука и смерть. Только перед самым появлением эсэсовцев кое-кому из власть имущих и ответственных за правопорядок лиц пришла резонная мысль, что вот эти голодные и больные оборвыши тоже люди, и, вообще говоря, соседи, а не пришельцы с планеты Жукеров. Но поздно. Пока сердце колеблется, не решаясь на добрый поступок, другая холодная истребляющая сила не будет ждать, чтобы совершить злой.
Можно сколько угодно спорить о том, кто, как и почему начал войну, но нельзя отрицать то, что WWII была лишь удобным способом устроить бойню как в своей хате, так и в чужом бараке. Изничтожить целые народы — вот что пытались, но успели сделать нацисты. Захват территорий, ресурсов, уничтожение целых городов, исторического и творческого наследия человечества — вот плата за злость, нетерпимость и агрессивность политиков и их партий.
Я жил и умирал вместе с героями «Ночь в Лиссабоне», как и сам Иосиф Шварц пережил уже несколько реинкарнаций. Я любил и страдал, надеялся и впадал в уныние вместе с ними, потому что так надо, потому что близко, потому что больно. И я получил в этой книге выход для боли, затем опустошение и слабосилие, а вместе с ними любовь - трогательную, трагичную, но прекрасную. Ремарк не может оставить равнодушным, и «Ночь в Лиссабоне» тому примером. Ведь сегодня ночь несёт в себе угрозу, но уже завтра наполнится ароматами сирени, отзвуками музыки и шумом людских голосов.