Найти тему
inner emigrant

Волшебная гора | Богомолов

Ой, господа, новая «Волшебная гора» от Константина Богомолова в "Электротеатре Станиславский​" получилась такооой, что я вас уверяю: все вокруг только о ней в ближайшее время говорить и будут. И на каждую положительную рецензию будет по 30 негативных отзывов и комментариев. Поэтому давайте я попробую очень в общих чертах, дабы не сыпать спойлерами (что поверьте в этом случае особенно сложно) обрисовать увиденное, чтобы те, кому «ну нафик» успели быстренько отдать билеты тем, кому «офигеть, дайте две!».

Когда я был помладше, мне рассказывали одну байку про великого пианиста Гленна Гульда, которого все конечно знают, который в свое время был межгалактически популярен исполнениями Баха и стал ультрамоден, отчего на его выступления стремились все кому не лень, что Гульду очень не нравилось. Поэтому один из своих концертов он начал какой-то непробиваемо сложной, странной и неприятной массовому слушателю музыкой. Длилось это достаточно долго. И зал через минут 15 начал редеть. Когда последние каблучки лабутенов того времени процокали к выходу, Гульд остановился, подождал, осмотрел зал и произнес: «А теперь Бах». Я не уверен, что эта история происходила в реальности, возможно имя исполнителя изначально было другое (пусть эксперты меня поправят), но...

Начинается «Волшебная гора» именно по этой модели. За время своего триумфального шествия по театральным подмосткам, Богомолов оброс солидной армией фанатов, которая распробовала, которую никаким «фуем» и «лятью» не испугаешь, которая судорожно хохочет на «Драконе» в не самых уместных для этого местах и похоже адски Константина Юрьевича раздражает. Обилие шуток «на грани», социально-политической сатиры, «попсовой эстетики» в «Храме Искусства» – все то, что когда то отсеивало зрителей, перестало отталкивать и начало привлекать. Былая провокация стала «манерой», которую все ждут. И вот в первые 40 минут «Волшебной горы» Богомолов проводит новую селекцию из ранее отобранного. Давно я не видел на премьерах Константина Юрьевича такого количества уходящих, нервно подхихикивающих, недоуменно переглядывающихся. В какой-то момент зал даже начинает подключаться со своим ответным интерактивом, как в старые добрые времена с выкриками из зала, что полагаю должно было режиссера приятно порадовать.

Важно сказать, что эта «провокация» сделана ну просто очень хорошо. То есть и существование перформеров (почти внесловесное, что от Богомолова совсем неожиданно) и драматургия – все на месте и все блистательно. Пусть для мирового театра эти ходы совсем не новые, заставить русских зрителей пройти их самостоятельно, у нас мог себе позволить только Богомолов.

Когда все «случайные» и «лишние» ушли, начинается действие — несколько на первый взгляд разрозненных сценок на тему смерти, ее природы, ее неизбежности и ее воздействия. Не ругайтесь, это – не спойлер. Любой, кто хотя бы в самых поверхностных чертах знаком с романом Манна должен быть готов к этому. Волшебная гора в романе — грубо говоря туберкулезный санаторий. Смерть там повсюду, смерть там обыденность, не несущая никакой сакральности. Пациенты живут, спорят, влюбляются, ссорятся, очень много беседуют и умирают, умирают, умирают, пока на фоне (внизу, на равнине) разгорается чудовищная первая мировая война и укрепляется ее идеологическая база. Эти сценки носят этюдный характер, их немного, они местами банальные, местами поверхностные (и вот увидите именно в этом будут в первую очередь обвинять спектакль), но важно не это.

Богомолов взрослеет и, к счастью, осознает, что с его послужным списком и интеллектом прятать смыслы за ширмой из эпатажной «попсы» и «непозволительных» для театра-храма вещей уже не очень уместно. В последнее время его спектакли становились все короче по продолжительности, они стали выглядеть все «ленивее» (даже если на их производство Константин затрачивал массу усилий), и вообще все это хождение по Вуди Аллену начало все больше подходить под эклерчик с шампанским. Как я уже говорил, эти спектакли для меня интересны лишь тем, что он начинает все больше выдавать свое, говорить о серьезном откровеннее, активно выяснять отношения с жанром, но не более того. Тем не менее временами охватывающее меня ощущение, что птица начала выгорать, было очень удручающим.

Но тут Богомолов взял и честно эту «ленивость» (о, в этом думаю спектакль будут винить не меньше) ставит в основу спектакля. Он честно говорит, что спектакль - эгоистичная попытка разобраться в себе, самому поставить себе диагноз. Это новая и достаточная ширма, и весь его привычный эпатаж больше не требуется. Можно сразу говорить прямо, серьёзно и без лишних реверансов. Да, говорить все еще флегматично, отстроненно, с нарочито подчеркиваемой небрежностью, но говорить. Плотно и содержательно. Так, что этот текст обречен быть разобранным на цитаты.

Константин Юрьевич входит в тот возраст, когда смерть уже не кажется чем-то романтичным где-то там, за пределами твоих планов. Она становится осязаема, она пробуждает внутренние сомнения, одолевает жизнь и ставит человека лицом к лицу с по-новому остро звучащим вопросом: “А зачем?”. И Богомолов, подобно главному герою романа Манна, начинает искать ответы в архетипах разных взаимоотношений со смертью (лишь бы только они были не трусливые и не заискивающие), позволяя себе пусть не глубоко, но набросать некоторые ранее задумываемые идеи (сложно не вспомнить желание, чтобы монолог Гамлета прочел Брейвик, слушая историю учительницы математики) и используя свои новые приемы (психотерапевтическая игра в “вопрос-ответ”).

Декорация от бессменной Ларисы Ломакиной в этот раз построена так, что где бы вы не сидели, вы гарантированно не будете видеть 30% происходящего. Это еще одна защита. Она создает дистанцию, которую в нужные минуты можно нарушать и с которой можно по-новому работать (что сделано опять же невероятно профессионально и тонко). Сам спектакль начинается еще до того, как зрители в зал заходят и заканчивается после того, как они оттуда выходят (по этой причине вам не дадут снимать и фотографировать ни до, ни после, ни вообще). А мое восхищение от работы с саундом, которую проделал Валерий Васюков и нежелание с ним расставаться заставило милых капельдинеров упрашивать меня немного поторопиться с покиданием зала (и учитывая, что как минимум фото декораций уже давно утекли в сеть, я выложу безобидное видео, где можно оценить божественность этого саунда). И безусловно Елена Морозова здесь очень хороша. Много, где ее видел, много где нравилась, но тут просто прекрасна. Богомоловские интонации ей идут как нельзя лучше, и ей удается заставить их звучать с прежней живостью.

Уверенно могу сказать, что этот спектакль абсолютно точно стоит особняком. Даже если он создан быстро, легко и на бегу (в чем наверняка тоже будут обвинять), он важен и значителен. Как для публики, которая возможно впервые имеет возможность эволюционно пройти важные процессы современного театра, со своим режиссером, все испытать и осмыслить на себе, а не привычно глядя на то, “как там у них”, пытаясь адаптировать. Так и для самого Богомолова, который лично для меня тут просто догорает до тла и намекает на проблескивание мощных крыльев Феникса. А тот факт, что сегодняшнюю премьеру Константин Юрьевич отыграл, спешно приехав с очередного двухчасового спектакля “Машина Мюллер” из Гоголь-центра, намекает на обретение им той самой гергиевскиевской демонической производительности и дает основание надеяться на грядущие мощные и масштабные премьеры.

Я безусловно не претендую на авторитетность, могу ошибаться, но то, что я сегодня увидел лично для меня сравнимо только с первым в жизни увиденным спектаклем Богомолова. Вновь бессовестно нарушаются все театральные формы и порядки, но только теперь еще аккуратнее, еще тоньше и уже совсем мастерски. Тем, кто все еще полагает, что режиссер должен говорить только со зрителем, только когда ему "есть, что сказать", Константин Юрьевич показывает новую парадигму – режиссер имеет полное право говорить с собой, а зритель может выбирать подглядывать ему за этим разговором или уйти. Так что имейте в виду, что при такой кажущейся мне значительности, этот спектакль все же создан, чтобы разочаровывать своих “адептов”. Поэтому, если вам хочется привычного, знакомого Богомолова, или по-вегетариански умеренного (как в последних постановках по Вуди Аллену), то серьезно подумайте о том, чтобы воздержаться.

Удачного просмотра всем, кто решится и заинтересуется.

Хороших спектаклей и позитивных эмоций тем, кому лучше в другой раз.

Главное, чтобы ваш выбор сделал путь к смерти легким и веселым!

___________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/343418066107103

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant

-2
-3
-4