11,3K подписчиков

Дочь Марии Кюри, тоже получившая Нобелевскую премию

3 ноября 2017

Мария Склодовская-Кюри вошла в историю как первая в мире женщина, получившая Нобелевскую премию, первая женщина-профессор Сорбонны и первый человек, награждённый Нобелевской премией дважды: в 1903 году (по физике) и в 1911 году (по химии). Жизнь этой удивительной женщины служит примером невероятной стойкости и мужества: с юных лет стремясь к знаниям, свои студенческие годы она провела в крохотной неотапливаемой комнатке в бедном квартале Парижа, а свои открытия, принёсшие ей мировую славу, совершала в ветхом сарае... Но если имя Марии Кюри сегодня знакомо даже людям, далёким от науки, то имя её дочери Ирен знают не все - а между тем, её биография не менее интересна.

Ирен Жолио-Кюри на церемонии вручения Нобелевской премии, 1935 год
Ирен Жолио-Кюри на церемонии вручения Нобелевской премии, 1935 год

Детство

У Марии и Пьера Кюри было две дочери: Ирен родилась в 1897 году (за год до революционного открытия супругами новых химических элементов - полония и радия); младшая дочь Ева появилась на свет в 1904 году.

Мария Кюри с дочерьми Евой (слева) и Ирен (справа)
Мария Кюри с дочерьми Евой (слева) и Ирен (справа)

Поскольку оба родителя были погружены в свои научные исследования, воспитанием Ирен в основном занимался её дедушка по линии отца - Эжен Кюри. Считается, что именно он повлиял на будущие взгляды Ирен, привив ей склонность к коммунистическим идеям и антиклерикализм. Тем не менее, Мария Кюри также старалась находить время на дочерей. Она всегда сама купала и укладывала детей спать, с детства прививала им любовь к знаниям и с самого начала ревностно записывала все их успехи в отдельную тетрадочку.

Впоследствии Ева Кюри напишет в биографии своей матери, что, давая детям свободу во многих отношениях, мадам Кюри не терпела в них боязливости и старалась развить смелость:

"Она не терпит, чтобы Ирен и Ева боялись темноты, чтобы они во время грозы прятали головы под подушки, чтобы они боялись воров или заразных болезней. <...> Девочки в раннем возрасте, одиннадцати-двенадцати лет, выходят из дому одни. А вскоре они станут и путешествовать без провожатых"

Когда Ирен получила начальное образование, её мать стала задумываться о дальнейшем обучении дочери. Ей не хотелось отдавать Ирен в обычную школу, где детей, нуждающихся в движении, запирают в душных классах на долгие часы. В письме своей сестре Мария Кюри писала:

"Иной раз у меня создаётся впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы"

Вместе с несколькими профессорами Сорбонны Мария Кюри создаёт своеобразный образовательный кооператив. В качестве эксперимента десять мальчиков и девочек - детей крупных учёных - каждый день ходят только на один урок, который им даёт кто-нибудь из светил науки. Среди первых учеников этой мини-школы была и десятилетняя Ирен. Уроки часто проходили прямо в лабораториях Сорбонны, где детям разрешалось не только наблюдать за опытами, но и самим проводить их. Физику в этой экспериментальной школе вела сама Мария Кюри; химию - будущий нобелевский лауреат Жан Перрен, математику - знаменитый Поль Ланжевен.

Эксперимент продлился два года. Многие из учеников этого кооператива впоследствии стали известными учёными и с теплотой вспоминали уроки, пробудившие в них интерес к науке. Однако из-за того, что преподаватели были заняты собственными исследованиями, большинство из них со временем отказалось участия в проекте. В итоге Ирен отдают в частную школу - Колледж Севинье, который показался мадам Кюри наиболее достойным из парижских учебных заведений.

В 1906 году в результате несчастного случая погиб отец Ирен - Пьер Кюри. Убитая горем Мария ещё больше привязывается к дочерям, которые в будущем станут её подругами и верными помощницами.

Мария Кюри (в центре) с дочерьми Ирен (слева) и Евой (справа), 1921 год
Мария Кюри (в центре) с дочерьми Ирен (слева) и Евой (справа), 1921 год

С детства дочери мадам Кюри проводят время в обществе блестящих учёных. На летние каникулы они вместе с матерью и другими профессорами Сорбонны отправляются на морское побережье Бретани. Ева Кюри будет иронично писать об этих вылазках:

"Тут гляди в оба, чтобы буквально не наступить на какого-нибудь академика, лениво растянувшегося на земле, или не задеть какую-нибудь "Нобелевскую премию". <...> Вы хотите поговорить о физике? Вот Жан Перрен, Мари Кюри, Андре Дебьерн, Виктор Оже. О математике, об интегралах? Обратитесь к Эмилю Борелю, задрапированному в купальный халат, как римский император в тогу. <...> А что касается чародея Шарля Сеньобоса, то полчища ребят этой колонии с ужасом заверят вас, что "он знает всю Историю"

В 1911 году Ирен присутствует на вручении её матери второй Нобелевской премии. В 1913 Мария отправляется в пеший поход по Альпам вместе с обеими дочерьми, а также с Альбертом Эйнштейном и его сыном: с мадам Кюри этого гениального физика уже несколько лет связывает крепкая дружба.

Война

Летом 1914 года, когда по Парижу ходят слухи о надвигающейся войне, Мария Кюри пишет дочери:

"Мы с тобой, Ирен, постараемся быть полезными"

Вскоре после начала боевых действий она действительно находит способ приносить пользу стране: узнав, что полевые госпитали лишены рентгеновских установок, которые могли бы облегчить лечение и спасти жизни многих солдат, Мария Кюри при финансовой поддержке Союза женщин Франции начинает создавать "радиологические автомобили". В обычные машины устанавливают рентгеновские аппараты, энергию для работы которых обеспечивает автомобильный мотор. Такие установки могут передвигаться от госпиталя к госпиталю и использоваться для обследования солдат по всей стране. В одном из таких автомобилей по Франции стала ездить сама мадам Кюри, лично помогавшая в лечении раненных.

Ирен тем временем сдала экзамен на звание медицинской сестры и стала помогать матери, сначала будучи её ассистенткой, а потом и отправляясь в самостоятельные поездки по госпиталям. При этом Ирен успевает ещё и посещать лекции в Сорбонне.

Своё обучение она продолжила и после окончания Первой мировой в 1918 году. Ева Кюри писала о сестре:

"... студентка двадцати одного года, спокойная, удивительно уравновешенная, ни на минуту не сомневается в своём призвании. Она намерена быть физиком, она намерена, и это твёрдое решение, изучать радий. <...> Она не задаётся вопросом, займёт ли она в науке такое же место, какое заняла её мать, и не чувствует бремени слишком известного имени"

Научная карьера и личная жизнь

В 1918 году Ирен начала работать ассистенткой в лаборатории своей матери - в Институте радия, созданном когда-то по инициативе Марии и Пьера Кюри. С 1921 года Ирен стала проводить и самостоятельные исследования, сосредоточившись на изучении полония - элемента, который в 1898 году открыли её родители и который Мария Кюри назвала в честь своей родины - Польши. В 1925 году Ирен Кюри защитила докторскую диссертацию, основанную на её исследованиях полония .

Ирен и Мария Кюри, 1925г.
Ирен и Мария Кюри, 1925г.

А в 1926 году Ирен объявила о своей помолвке с одним из самых талантливых сотрудников института, Фредериком Жолио. После свадьбы они оба взяли двойную фамилию Жолио-Кюри. Поселившись в отдельной квартире, супруги продолжили вместе работать в лаборатории мадам Кюри.

Вскоре они стали проводить совместные исследования - также, как когда-то это делали Мария и Пьер Кюри. И точно так же их общая работа закончилась грандиозным успехом: в 1935 году им присудили Нобелевскую премию по химии "за синтез новых радиоактивных элементов". Ирен и Фредерик в результате экспериментов смогли превратить атомы алюминия в радиоактивные изотопы фосфора. "Таким образом, впервые в истории был искусственно создан радиоактивный элемент" - гласит пояснение Нобелевского комитета.

Ирен и Фредерик Жолио-Кюри в лаборатории, 1935 год
Ирен и Фредерик Жолио-Кюри в лаборатории, 1935 год

К сожалению, Мария Кюри не дожила до триумфа дочери: она скончалась в 1934 году от неизвестной на тот момент болезни. Позднее медики и учёные пришли к выводу, что причиной смерти мадам Кюри стали последствия радиоактивного облучения.

Ирен Жолио-Кюри продолжила свою научную работу. В 1937 году она стала профессором Сорбонны, где читала лекции уже с 1932 года. Также она продолжила исследования в Институте радия, который впоследствии - в 1946 году - возглавила. В 1937 году Ирен стала проводить самостоятельные исследования, так как её муж из Института радия перешёл на работу в Коллеж де Франс.

Тем временем, в 1927 году у супругов Жолио-Кюри родился первый ребёнок - дочь Элен, которая в будущем станет известным физиком-ядерщиком. А в 1932 году на свет появился сын четы Жолио-Кюри - Пьер, ставший успешным биологом. Сегодня девяностолетняя Элен Ланжевен-Жолио и восьмидесятипятилетний Пьер Жолио живут в Париже.

Еще одна война

Под влиянием своего деда, Эжена Кюри, Ирен уже с юного возраста придерживалась левых политических взглядов. В тридцатые годы она стала совмещать научную деятельность с общественной. В 1934 году она вступила в Социалистическую партию Франции, а через год - в Комитет интеллектуалов против фашизма. В 1936 году она несколько месяцев работала помощником статс-секретаря по научно-исследовательским делам в правительстве Леона Блюма - первого социалиста, вставшего во главе французского правительства. В 1940 году, когда Франция была оккупирована Германией, супруги Жолио-Кюри остались в Париже, где Фредерик стал участником движения Сопротивления. Когда на его след напало гестапо, Фредерик ушёл в подполье, а его жену вместе с детьми тайно вывезли в Швейцарию.

По окончании Второй мировой Ирен вернулась в Париж и продолжила работу. В 1946 году она возглавила Институт радия. С 1946 по 1950 год она вместе с мужем работала в Комиссариате по атомной энергии Франции. Ирен также старалась продвигать женское образование, сотрудничая с Национальным комитетом Союза французских женщин. А в 1950-е годы она вступила во Всемирный совет мира, финансируемый СССР и объединяющий левых пацифистов Европы, выступавших в резкой критикой вооружённых конфликтов.

Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, 1940-е годы
Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, 1940-е годы

Ирен Жолио-Кюри скончалась в 1956 году в возрасте 58 лет. Причиной смерти стали, как и в случае её матери, последствия многолетнего радиоактивного облучения.