Найти тему
Arzamas

Зверь дня: бабочка

Франсуа Жерар. Амур и Психея. Франция, 1798 год. 
Musée du Louvre / Wikimedia Commons
Франсуа Жерар. Амур и Психея. Франция, 1798 год. Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Рождаясь гусеницей, бабочка превращается в куколку, а после — в яркое кры­латое существо. Эти переходы всегда завораживали человека, который хотел видеть в них отражение собственных духовных или физических изменений в сторону прекрасного. Греческое слово psyche обозначает и бабочку, и душу. Юная Психея, мифоло­гическая возлюбленная Купидона, часто изображается с ба­боч­кой или сама имеет крылья. При этом в античности бабочка могла обозначаать и душу, которая уже покинула тело — таким образом становясь символом смерти.

Антонио Пизанелло. Предположительно, портрет Джиневры д’Эсте. Италия, 1435–1440 годы. 
Musée du Louvre / Wikimedia Commons
Антонио Пизанелло. Предположительно, портрет Джиневры д’Эсте. Италия, 1435–1440 годы. Musée du Louvre / Wikimedia Commons

В христианской сим­волике, наоборот, превращение невзрачной куколки в изящное и яркое насеко­мое представляет собой эмблему воскресения и спасения. Именно на эту идею намекает бабочка в руках младенца Иисуса или Мадонны. Как напоминание о воскресении души бабочки также часто изображались на пор­третах людей, умерших в молодости — как, скажем, на картине Пизанелло.

Мария фон Остервейк. Ванитас (фрагмент). Нидерланды, 1668 год. 
Kunsthistorisches Museum
Мария фон Остервейк. Ванитас (фрагмент). Нидерланды, 1668 год. Kunsthistorisches Museum
Мария фон Остервейк. Ванитас. Нидерланды, 1668 год. 
Kunsthistorisches Museum
Мария фон Остервейк. Ванитас. Нидерланды, 1668 год. Kunsthistorisches Museum

Бабочек также много в натюрмортах голландских мастеров. Их изображение было для тех способом символически описать борьбу добра и зла, создать образ спасения и воскресения, который противопоставлялся образу греха, воплощенному в стрекозах или мухах.

Так и на картине Марии фон Остервейк бабочка, собирающаяся взлететь, напоми­нает о воскресении души, а муха символизирует зло. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо меняющий материальный мир и все­гда приводящий к смерти. Букет разнообразных цветов и череп — символы суеты и бренности земного существова­ния. Надпись на фронтисписе книги гласит: «Мы живем, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить». Это говорит зрителям о том, что тело смертно, но душа, покидая его, готова к жизни вечной.

Автор Елена Генерозова

Больше насекомых, птиц, рыб и зверей в истории живописи — здесь.