Увидела на полке в книжном и не смогла пройти мимо.
До последнего была уверена, что это какие-то рекомендательные пособия для внеклассного чтения, а не настоящие учебники. Однако, учитывая тот факт, что под эхо разговоров о нравственности церковь теперь все чаще заглядывает в школы, меня посетили опасения.
Ну что ж, настало время плохих новостей.
На сегодняшний день этот курс преподаётся в школах 62 регионов. И забавно, что сами создатели упорно настаивают на его светском характере, хотя вопросы начинают возникать уже на страничке с оглавлением: «Значение детей в жизни семьи», «Иерархичность семейных отношений», «Жена — хранительница домашнего очага» и т.д.
Методические рекомендации начинаются весьма прямолинейно, ведь цель курса — формирование у школьников установки на создание патриархальной семьи, на традиционные семейные ценности, под которыми понимается многодетность, патернализм, женская женственность, мужская мужественность, а также всё, что связано с семьёй Николая II. Ну и, разумеется, вера в качестве основополагающей ценности, а также единственной возможной основы нравственности.
Великая русская революция, соответственно, по мнению авторов является эдаким «Холокостом» традиционных семейных ценностей, в результате которого женщины превратились в «стахановок», вместо того, чтобы не высовывать своего носа из домашнего очага. Мужчинам повезло и того меньше — возникшая конкуренция с мужественными женщинами ослабила сильный пол и те начали вырождаться. Во всём, оказывается, виноваты революционеры, которые, как нравоучительно замечено в тексте, выросли из непослушных детей в семьях, отличавшихся от традиционно-патриархальных.
Вопросы женственности сильно волнуют авторов курса. Нет выше добродетели, чем женщина, воплощающая собой архетипическую хранительницу домашнего очага и верную помощницу мужа. Вести себя такая женщина должна подобающе. Особо подчёркивается необходимость ни в коем случае не смеяться, как мужчина, то есть, громко или с открытым ртом. Только так можно надеяться заполучить хорошего мужа и заключить с ним венчанный брак. Для уменьшения вероятности развода упомянуты и другие советы — нельзя сожительствовать до брака, нельзя, чтобы жена была образованнее мужа, нельзя выходить за единственных детей в семье. Поздний возраст вступления в брак тоже опасен, причем женщинам поздно устраивать матримониальный союз уже в 25 лет. Главой семьи должен быть мужчина, а ситуацию равноправия в вопросе главенства авторы с ужасом называют «фантасмагорией».
И, естественно, авторы рекомендуют любыми путями избегать сексуального просвещения, ведь оно становится причиной многих психических расстройств.
В воспитании девочки главное — обучить ее домашнему труду, скромности и стыдливости. С мальчиками тоже хлопот не оберёшься, тем более, что блюстители семейных ценностей уверены — родители, которые сосредотачивают усилия в воспитании мальчика на его душевных аспектах, интеллектуальном, музыкальном развитии, совершают фатальную ошибку. Интересно, что воспитывать из девочек интеллектуалок тоже не рекомендуется. Видимо, идеальный носитель традиционных семейных ценностей любого пола должен быть не сильно умнее валенка.
Такие вот предлагаются нравственные основы, такая вот семейная жизнь. Да что там предлагаются! Уже вполне открыто преподаются в школах. И всё это — с поощрения и одобрения чиновников, которых профессиональная необходимость вроде бы обязывает уметь читать.
Впрочем, заставить их применять это умение вряд ли удастся. Может, именно поэтому они так яростно и отстаивают целительные розги и смертоносных китов, ведь словесная педагогика для них оказывается непомерно сложной, а язык картинок в интернете - единственным понятным без перевода.