В последний день, прямо под самое закрытие Международного фестиваля спектаклей для детей «Гаврош», не удержался и пошел в Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой отбирать конфетку (места) у детей.
Слишком уж соблазнительно выглядела «Теория чудес» от Système Castafiore. Известная и очень небольшая французская труппа стремится сочетать пластику, театральную эстетику, визуальные и звуковые инсталляции. И надо признать, многое у них неплохо получается.
«Теория чудес» – очень простое и насыщенное действо, состоящее из 12-ти глав: от зарождения жизни и возникновения языка до осознания бесконечности космоса. В каждой главе виртуальный лектор рассказывает о различных «чудесах» Вселенной. Каждая картина порождает различные хореографические номера, поддерживаемые спецэффектами.
Собственно тут кроются сразу оба разочарования. Во-первых, идея привлечь «лектора» танцевальной труппе нужна была лишь для того, чтобы придать разрозненным номерам концептуальную форму. И поэтому лектор несет какую-то псевдонаучную чушь, местами недвусмысленно скатываясь в «ничего не знали и не будем начинать», “ничего нельзя знать, поэтому давайте верить” (пусть даже и в чудеса, но на нашей почве такие посевы сейчас особенно опасны). То есть тот самый фаустовский дух познания, который мог вознести «теорию» на заоблачную высоту отсутствует и местами высмеивается, что жаль. Вторая же беда в том, что обилие аудио-визуальных решений задавило все театральное. То есть по факту «Теорию чудес» правильнее было бы назвать «шоу» и показывать где-нибудь в «Крокусе» в три раза дороже. Поживем – увидим, может этим и закончится.
Кстати во Франции Système Castafiore частенько обвиняют в коммерциализации и призывают местный минкульт лишить их господдержки. Видите ли, французы - очень отсталые люди. Будучи далеко не в лидерах мирового театра, они убеждены, что финансировать из госбюджета культурный проект, направленый на получение прибыли, не нужно. Пусть мол идет кредитуется и возвращает из этой самой прибыли. А бюджет нужен, чтобы поддерживать всякие робкие попытки сделать что-то индивидуальное, выразить себя. Ну ничего, когда-нибудь и они поймут, что режиссер должен творить на свои, своих друзей, или на деньги своих зрителей, а бюджет лучше расходовать на гигантские усадьбы на рублевке и итальянских побережьях.
Эта мощная коммерческая направленность конечно досадна. Потому что шоу вышло не плоское, живой вокал исполняет английское барокко (лучшее из всех известных нам барокк), видны попытки сделать тонкую вещь, пусть даже и напичканную вау-эффектами. И все бы ничего страшного. Все прощаешь, когда видишь в зале полные эйфории глаза детей, которых раньше в театр можно было заманить разве только для того, чтобы взорвать его динамитом из “Майнкрафта”.
Если бы не одно но.
Кто-то из организаторов фестиваля видимо в последний момент решил, что дети субтитры не будут читать, и надо спектакль переводить. Причем времени и денег на дубляж качественный похоже не было. Поэтому приняли одно из самых провальных решений в истории фестиваля — озвучивать живьем. Приятный и знакомый многим голос сбивчиво, задыхаясь тараторил слова, смысл которых не понимал, неверно произнося фамилии ученых, шурша листами, спотыкаясь и пытаясь переорать оригинал. И все это, на минуточку, между номерами с барочной музыкой. Атмосфера? Нет, не слышали.
Почему нельзя было качественно дублировать (и заранее об этом предупредить, поскольку я бы сразу не пошел и многих уберег)?
Почему не пустить субтитры (ведь это самый возрастной спектакль фестиваля: 10+)?
Почему в конце концов не раздать аппаратуру для синхронного перевода (как было за неделю до на той же «Алисе»)?
Не знаю за что, но организаторы очень стремились изуродовать это действо. И местами им это удавалось. Понимаете, мы существуем в таких реалиях, когда если перед началом или сразу после спектакля на сцену выходит с микрофоном в руках организатор или кто-то из постановщиков, становится страшно. Думаешь снова кого-то посадили, что-то запретили. И когда начинается бессвязный треп о “спасибо, что пришли, мы стараемся для вас” – это очень, очень, очень злит и раздражает. И по-хорошему, это насилие. Мне некуда деться, а я пришел не речи патетические слушать. Весь зал же по очереди не идет к выступающему и не начинает его благодарить/ругать? Почему он-то считает свое поведение допустимым мне непонятно, хоть убейте.
Но если всю нашу “огранку” отмести, то в сухом остатке останется пусть чрезмерно зрелищный, пусть сильно коммерческий, пусть с не самым умным посылом, но все же очень красивый продукт, выполненный с любовью и не самым плохим вкусом. Поэтому вместо традиционных фотокарточек со спектакля порадую вас красочными артами.
___________
Источник материала:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/342709909511252
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant