Найти в Дзене

Дефицит медицинского персонала

Эта тема в той или иной мере возникает хотя бы раз в неделю в различных издательствах,

не хватает персонала на Скорой, в стационарах, узких специалистов в городских поликлиниках, ЦРБ. В расписании приёма врачей городских, да и федеральных лечебных учреждений всё чаще встречаются фамилии наших коллег из стран СНГ. Ни в коем случае не подвергаю сомнению их профессиональные качества, но хотелось бы акцентировать внимание на такую вот ротацию кадров.

Для чего отдано 6 лет институту, год интернатуре (почила в бозе в этом году), два года ординатуре и три года, если повезло, аспирантуре. Итого ДВЕНАДЦАТЬ лет! И что, всё коту под хвост? Куда же уходят кадры? И почему?

Хочу рассказать только опираясь на собственные наблюдения.

Понятно, что круг моих знакомых и друзей, это в большинстве своём врачи и средний медицинский персонал, и их достаточно много, для того, чтобы определить какие вопросы (ненавижу термин "вызовы", постоянно мелькающий в СМИ) встают перед ними, когда они принимают решение ухода из той или иной клиники/поликлиники, или вообще из медицины.

Так вот, из медицины практически до недавнего времени не уходили, за исключением пожалуй одного моего друга, который занялся строительным бизнесом, будучи до этого реаниматологом. И кстати, довольно успешно. Чаще всего меняют место работы, или переквалифицируются на другую медицинскую специальность по причине а) материальной неудовлетворённости, б) отсутствия перспектив служебного роста, в) реорганизации лечебного учреждения.

Семь моих товарищей уехали за границу, и шесть из них нашли себя там в своей же специальности, со всеми вынесенными тяжестями получения забугорных сертификатов, языком и трудностями вхождения в иную медицинскую среду. Один товарищ устроился представителем крупной фирмы производящей рентгенологическое оборудование. По странам Азии и СНГ, , что тоже боком относится к медицине. Они все успешно сделали себе карьеру, хотя и потратили на возведение её фундамента порядка 8 лет на брата.

С заграницей, всё. Причина иммиграции прежде всего была материальная, да и было это на заре перестройки, когда зарплаты задерживали месяца по три, а с распадом СССР существенно уменьшился поток пациентов, что вызвало сокращение числа коек в профильных учреждениях, перепрофилирование отделений, и соответственно сокращение персонала. В последующем, года эдак с 2001 ситуация с кадрами стала понемногу стабилизироваться.

В тучные годы 2004-2014, было всё благополучно, материальное обеспечение клиник пошло в гору - закупалось высокотехнологичное оборудование, клиники переоснащались, зарплата была на достойном уровне, когда подчас даже самые дальние районы, типа Ямало-Ненецкого АО, Тюмени с помощью нефтяников и газовиков открыли у себя весьма и весьма достойные Клинические центры, подчас превосходящие центральные. То там, то сям открывались великолепно оснащённые перинатальные центры, центры сердечно-сосудистой хирургии, диагностические центры. Стало не хватать узких специалистов в этих центрах, пошел отток их как из центральных, так и из областных клиник, в которых высокая возможность карьерного роста и зарплаты были ниже.

Справедливости ради, надо заметить, что спонтанная ротация кадров была всегда. Из ЦРБ уходили в областные клиники, из них в центральные многопрофильные, из последних в НИИ и специализированные центры и т.д и т.п. Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба.

Дефицит кадров всегда был, причем существенно перекошенный в пользу Центра. Здесь, в засилии семейственности и кумовщины специалисты десятилетиями ждали своего звездного часа, чтобы хоть как-то подрасти, многие из них, видя бесперспективность стали уходить в платную медицину, кто создавая свои центры с помощью инвесторов, кто по найму, благо как грибы после дождя эти центры стали строиться. Уходили, уводя с собой медперсонал, вплоть до санитарок.

Из моего окружения более 20 врачей покинули государеву службу и неплохо себя чувствуют. Не жалуются ни на зарплату, ни на объёмы работ, хотя и признают, что есть определённые сложности, к которым необходимо привыкнуть. Это, прежде всего касается "развода" пациентов на анализы и исследования, порой не меняющие сути в постановке диагноза.

Но вот настали наши трудные времена, инфляция поперла в гору, реальный доход медиков снизился до того, что впору брать клетчатые сумки и челночить и Минздрав, на этой волне не придумал ничего лучшего, как начать укрупнять и перепрофилировать. А укрупнять, это по большей части закрывать. В 2015-2017 гг. в среднем В ГОД по России закрывалось 353 больницы! Эвон какая экономия финансов. Была разрушена великая составляющая советской медицины - доступность и преемственность. Как косой скосило ФАПы, ЦРБ были полностью переведены на местный бюджет в совокупности с ОМС, при которых ни о каком хорошем оборудовании и достойных зарплатах, о содержании больных и лекарственном обеспечении не стоит даже мечтать. Какой там полёт врачебной мысли, всё засунуто в прокрустово ложе медико-экономических стандартов - шаг вправо, шаг влево от них, расстрел.

Между тем никто не отменял майские указы президента РФ. Напомним, что, согласно этим указам, средняя зарплата врача должна составлять 180% от средней зарплаты в регионе, а доходы среднего и младшего медицинского персонала - 90% и 80% соответственно. Т.е. при самом скромном раскладе, ЗП врача должны быть не менее 40 тыс, а медсестры 26 тыс. Кто-нибудь получает такую зарплату? В частности, в дорогой моему сердцу Смоленщине средняя ЗП врача составляет 20,2 тыс.руб, что в 2 раза ниже, чем по указу Президента.

Ну и как тут не быть оттоку кадров? Причем, в последние 3 года отметил резкий уход, особенно среднего медперсонала, из медицины вовсе. Это очень плачевно. Врач без медсестры, что иголка без нитки.

Минздрав завален жалобами, его трясёт, они не знают, как латать эти дыры, что делать, как быть. Волюнтаристски принимаются необдуманные решения, загоняющие и дальше в угол нашу медицину.

Как быть? С моей точки зрения, выход только один, и мы к нему рано или поздно (лучше раньше) придём - возврат к прямому бюджетному финансированию. Есть ЦРБ, нетрудно подсчитать, что ей необходимо в ближайшие три года. По ремонту, кадрам, оборудованию. Решили, сколько из центрального бюджета пойдёт, сколько из местного. Жирный регион, может и из местного всё компенсировать, но направлять эти средства нужно не в ФФОМСы, а непосредственно в учреждения с последующим госфинконтролем. Привлекать специалистов не запретом интернатур и введением платных ординатур, а достойной зарплатой, обеспечением жильём и пр. Компенсировать нашим гражданам затраты на платную медицинскую помощь, если таковая была выполнена не по желанию пациента, а по сугубой необходимости, ввиду отсутствия таковой в госучреждении.