-Серега, тебя зовут! –дернул меня за рукав мой сокурсник. И я побежал в аудиторию. В аудиторию, в которой происходило распределение выпускников. В голове, как один день пронеслись студенческие годы.
Вот и заканчивалось мое обучение в университете. За эти годы я успел закончить два курса, «сходить» на два года в армию, вернуться, доучиться оставшиеся три курса, сделать дипломную работу и защитить ее.
Когда я поступал в университет, тогда еще политехнический институт, СССР почти твердо стоял на ногах и в эту, казалось, нерушимую глыбу, был забит всего лишь первый разрушающий кол, под названием «перестройка». Специальность, на которой я учился в универе, была очень востребована. В те времена стране было нужно очень много инженеров оборонной промышленности. И я тоже готовился им стать.
После второго курса меня призвали в армию. Это был период, когда нашей большой стране солдат не хватало и в армию стали призывать даже студентов.
Хотя армия для меня была впустую потраченным временем, но, по неизвестной мне до сих пор причине, с 3-его курса, на который я вернулся, отслужив срочную, я вдруг превратился из троечника в отличника. Видимо за два года службы мозг хорошо отдохнул и требовал повышенной нагрузки.
И я начал учиться! Тем, кто заканчивал ВУЗы в нашей стране во второй половине девяностых, помнят, какой бардак творился в системе образования. Большинство оценок покупалось. И далеко не всегда требовалось посещать занятия. Особенно, когда есть чем заплатить за хорошую оценку, да и за диплом. В годы моей учебы было не так. Я сам готовил все курсовые, решал все контрольные, писал рефераты и, как следствие, с легкостью получал заслуженные пятерки на экзаменах.
И к четвертому курсу я доучился до того, что случайно изобрел образец вооружения, который был эффективнее тех, что были на вооружении. Если говорить совсем честно, то это произошло случайно, но не бескорыстно, потому что наш преподаватель по проектированию, а это был главный предмет из всех, нам пообещал, что наличие изобретения, даже не зарегистрированного, автоматически дает право на оценку «отлично» по его предмету. Получив заслуженную пятерку и пообещав, что в сентябре я обязательно займусь патентованием этого изобретения, я с легким сердцем уехал в строительный отряд.
Пролетел еще один год студенческой жизни, был написан и сдан диплом. Настала пора определяться со своим будущим. Это был конец 1992 года. Кооперативы, пустые полки, демократия, первые предприниматели, бандиты и другие символы того времени.
-Государство пять лет тебя учило! Зачем? - ругался на меня отец, когда я выпрашивал у него взаймы пятьсот долларов на поездку челноком в Польшу. – ОНо тебя выучило, так будь добр пойти в НИИ или на завод и отработать!
Как же мне хотелось начать зарабатывать настоящие деньги. Не то, чтобы мне их не хватало, но хотелось независимости, которую эти деньги могли дать. Так мне казалось в то время. К тому же, некоторые мои одногруппники уже давно и с успехом начали это делать, и их пример только усиливал желание окунуться в реку предпринимательства. Но в нашей семье, с отцом не было принято спорить. На завод, так на завод, уступил я и стал изучать этот вопрос.
К слову сказать, в 1993 году уже начался развал промышленности СССР и многие заводы дышали на ладан. Их продукция была никому не нужна, государство заводам практически не помогало и рабочие с инженерами массово искали себе более теплое местечки, покидая умирающие предприятия. С НИИ все обстояло еще хуже, и они массово переделывались в торговые и бизнес центры и сдавали свои площади многочисленным предпринимателям.
-Сергей, мне с тобой надо поговорить! – окликнул меня преподаватель по проектированию. – помню твое изобретение, и другие твои идеи, которые мне нравились. Чем думаешь заниматься, когда получишь диплом? Я бы с удовольствием тебя видел аспирантом у нас на кафедре. Подумай! Через неделю будет распределение и я рассчитываю на твой положительный ответ!
Если бы такое предложение поступило лет пять назад, я бы прыгал от счастья до потолка, но в начале девяностых смотреть на аспирантов, работающих за копейки и не понимающих своего будущего было жалко.
В то время, формально, распределение еще существовало, но в какой-то другой форме. Необязательной. Это мероприятие подразумевало торжественность, но по факту всё превращалось в какой-то фарс. Накануне вручения диплома, всех студентов собирали около главной аудитории на нашей кафедре и вызывали в нее по одному. В аудитории сидера распределительная комиссия, состоящая из наших преподавателей, председатель которой предлагал на выбор несколько вариантов трудоустройства. Чаще всего это были те самые умирающие предприятия, которые еще жили в советской действительности и надеялись, что все восстановится. Денег там не платили и все было «покрыто мхом». Тем не менее, были студенты, которые также по инерции, привитой еще в СССР выбирали свое будущее место работы в одном из предложенных вариантов. Но уже тогда появилась опция, которая была практически не возможна в СССР – «свободный диплом». Это означало, что бывший студент сам выбирал себе дорогу.
В один из дней настала очередь «распределяться» выпускникам нашей группы. Одного за одним приглашали моих сокурсников. Скоро будет и моя очередь.
- Ну что? – подлетала толпа дипломников к очередному «счастливчику»
-Свободный диплом!
- Свободный диплом!
-Свободный диплом!
Все как один, отказывались от предложенных вариантов и отправлялись в свободное плавание.
«Что же делать? – думал я, - в аспирантуру стрёмно. Опять жить на копеечную стипендию! А нормальных заводов не предлагают!»
«Нормальных» оборонных заводов в то время, в Туле, осталось всего три. Там еще платили зарплату, развивалось конверсионное производство и внешне все выглядело очень даже прилично. На один из таких заводов шел работать мой приятель по институту. Шел работать по блату! Сейчас это смешно, а тогда это было круто! Работа мастера участка, на которую можно было претендовать, подразумевала доход аж в семьдесят тысяч не деноминированных рублей или почти двадцать долларов! После стипендии в три с половиной тысячи рублей это был большой прогресс. Да и по сравнению со стипендией аспиранта тоже.
Муки выбора терзали меня. Слава изобретателя не давала мне покоя, но кому хочется жить на стипендию, а на заводе вполне приличная зарплата, как мне казалось с позиции того дня.
-Друзья, - позвал я Олега, Костика и Шурика. Решение в голове созрело моментом! Пусть все решит случай. – у кого есть монета?
-Вот – и Шурик протянул мне полтинник.
- Орел – на завод, решка в аспирантуру! – сказал я и подкинул монету.
-Серега, тебя зовут – дернули меня за рукав. И я побежал в аудиторию.
Как сейчас вижу глаза своего преподавателя, который слушал мое решение. Помню, как колотилось сердце, когда я его озвучивал. Решение, которое направило меня по долгому пути, под названием «КАРЬЕРА»
-Ну что? – окружили меня друзья, когда я вышел из аудитории.
-Свободный диплом – твердо произнес я.
Спустя пару месяцев, я все-таки устроился на тот же завод, где работал мой друг и даже проработал там почти два года, получая свои двадцать долларов или восемьдесят тысяч рублей.
Это был хороший опыт, который потом мне пригодился. Люди, с которыми я подружился и общался в те годы, научили меня отличать мнимое от настоящего, научили отвечать за свои слова и принимать решения, научили оставаться порядочным человеком в любой ситуации.
С тех пор, моя жизнь и карьера сильно поменялись, но я до сих пор помню свой важный выбор, свою первое настоящее рабочее место, своих первых коллег и свои первые достижения!