Гривы львов вместо пенящейся волны и пустыня вместо моря – Иван Константинович, вы ли это?!
Конечно, среди примерно 6 тысяч картин, написанных Айвазовским, есть такие, где не представлены ни моря, ни реки. Но чтобы прямо пустыня? Где главный русский маринист этого набрался?
Предположение о том, что Айвазовский написал львов и пустыню с чужих слов, не было бы оскорблением. Во-первых, ему случалось так поступать. Например, картину «Ледяные горы в Антарктиде» он создал по рассказам своего друга адмирала Михаила Лазарева, который, в отличие от Айвазовского, в Антарктиде был – вместе с Беллинсгаузеном он возглавлял первую русскую антарктическую экспедицию. Во-вторых, после написания этой картины Айвазовский прожил еще 26 лет, из чего следует, что он никак не мог находиться рядом со львами, стерегущими свою добычу (на передней плане картины – мёртвый верблюд). Но пустыню Айвазовский своими глазами видел!
Иван Константинович был неутомимым путешественником: Константинополь, Гибралтар, Ниагарский водопад – все это он сначала увидел, и только потом написал. А в 1869-м Айвазовский побывал в Египте, в составе русской делегации, прибывшей на церемонию открытия Суэцкого канала.
В Египте Айвазовский побывал лишь однажды, в 1869-м. А картина со львами датирована 1874-м годом. В этом ничего странного. Художник часто обращался к старым темам и своим впечатлениям из прошлого. Например, египетские виды он писал и спустя десятилетия.
«Удаление от местности, изображаемой на моей картине, заставляет лишь явственнее и живее выступать всем её подробностям в моём воображении… Вдохновлённый видом живописной местности, при эффектном освещении, либо каким-нибудь моментом бури, я сохраняю воспоминание о них многие годы», - Иван Айвазовский.
Немного теории: Все мы восхищаемся тем, насколько реалистичны картины Айвазовского. Однако его творчество – это не реализм, а романтизм. Для романтизма характерен интерес к драматическим состояниям природы (известно, что бури и штормы Айвазовский предпочитал штилям), таинственному и загадочному (вспомните десятки картин Айвазовского с лунными ночами), а также к разнообразной экзотике (вот почему жителя Феодосии так интересовали египетские пирамиды и Ниагарский водопад). А еще представители романтизма любили страшное: кораблекрушения, пожары, хищники рядом со своей жертвой – и здесь Айвазовскому зачет. Также важно знать, что романтизм – это совсем не то, что романтика. В следующих выпусках объясним разницу, с помощью котиков и кошачьих, конечно.
Репродукции: artchive.ru, sothebys.com
Больше котиков и кошачьих - в Telegram-канале "Арт с котом". Присоединяйтесь!