Найти в Дзене
inner emigrant

Yerma | Stone. Lorca

Реквием по надежде.

Простите, что нарушаю свое молчание, но Theatrehd наконец анонсировали премьерные показы в России спектакля «Йерма» из лондонского Young Vic Theatre, который по всему миру транслировали NT Live, а так случилось, что я спектакль уже видел и очень хочу о нем рассказать, поскольку он точно заслуживает внимания.

В основу спектакля легла одноименная пьеса всемирноизвестного и так несправедливо рано убитого испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорка. Это история простой женщины из консервативной Испании, жене фермера, впадающей в безумие от своей неспособности зачать, на фоне общества, где деторождение рассматривается как главный смысл женского существования. И охватившее отчаяние толкает ее на ужасный поступок. По сути Лорка предложил сельскую трагедия о социально закованной женщине, над которой издеваются окружение и сама природа, но рассказал ее сложнейшим, плотным поэтическим языком, что автоматически сделало пьесу как великой, так и практически невозможной к нескучной постановке.

Но тут приходит молодой и дерзкий австралийский писатель-режиссер Simon Stone, которого внешне вполне можно принять за басиста гаражной рок-группы, если бы не отсутствующий, погруженный в сознание взгляд, и следуя традиции этого театра, пересобирает классику в современный сюжет. Режиссер сразу лишает Йерму прачки и пастухов, и теперь она – современная 30-летняя девушка, успешный блогер, которая прежде не сильно жаловала репродуктивную функцию как основу самореализации.

Действие начинается сценой переезда Йермы с мужем в новый дом, где такой значительный шаг подталкивает героиню к осознанию желания иметь ребенка. И буквально через пять минут, глядя как пара торжественно топчет контрацептивы и противозачаточные таблетки, не знакомый с оригинальным сюжетом зритель охотно поверит в их счастливое будущее.

И тут пришло время раскрыть главный козырь, который делает этот незатейливый режиссерский подход столь интересным. Спектакль при своей продолжительности в 2 часа абсолютно кинематографически смонтирован. Каждая сцена длится от 30 секунд до всего 5-ти минут, где актеры играют в полной тишине. Но между этими сценами происходит небольшая отбивка, где, пронзая все вокруг, звучит абсолютно крышесносный саундтрек, сцена погружается в абсолютную темноту и для зрителей появляются короткие разбитые по главам описания. Эти описания могут объявлять о начале новой главы или сообщать ее заглавие, где-то дают небольшие пояснения, но главное, что своей дискретностью они создают ощущение именно чтения блога героини, сценария ее судьбы. И все эти сцены, все еще переполненные плотными, поэтическими диалогами, начинают не просто восприниматься легко и органично нашему времени «коротких» постов, они становятся визуализацией личной и добровольной исповеди героини, ее завещанием современникам. В свою очередь каждая очередная отбивка, вонзающаяся в спектакль, как вбиваемый все глубже гвоздь, отсчитывает уходящее время. И в итоге виртуозно подобранная музыка таких отбивок начинает сама собираться в произведение, разрезающееся короткими сценами — своего рода реквием по надежде.

Все вокруг героини начинают заводить детей, жаловаться ей как сложно быть матерью. Она начинает разбирать и описывать в своем блоге всю природу материнства, что позволяет ей по-новому взглянуть на мир, на свою мать, а даже не сильно заинтересованному проблемой зрителю дает возможность вовлекаться, начинать анализировать себя, свое детство, своих родителей и своих будущих (или нынешних) детей. Трудная к восприятию история Лорки начинает без каких-либо преград проникать в зал.

И тут мы подобрались ко второй изюминке спектакля – его декорациям и сильнейшим технологическим аспектам. Дизайнер Lizzie Clachan запирает действие в прозрачной стеклянной коробке. Зрители сидят по противоположным друг другу сторонам сцены и наблюдают за разворачивающейся бытовой драмой сквозь панели из плексигласа, как за рыбками в аквариуме, что вызывает сильнейшее и так откликающееся ощущение, что мы наблюдаем не за спектаклем, а за реальной трагической историей реального блога через стекло монитора, как рядовые пользователи и представители онлайн-сообщества.

На первый взгляд такая сценическая минималистичность кажется простой, но это только на первый. Визажисты и гримеры часто рассказывают, что больше всего косметики уходит на то, чтобы создать естественный макияж, и безгранично много, чтобы сделать вид, что его вообще нет. Даже если врут, тут это правило работает. За предельно короткую (секунд 10-15) отбивку сцена трансформируется из обильно обставленной комнаты в открытую зеленую лужайку, зеленая и плодородная лужайка — в иссушенную и чахлую почву с увядшим деревом (что как вы понимаете, уже зная канву сюжета, совсем не просто так). И у тех, кто будет смотреть видеозапись в какой-то момент возникнет резонный вопрос: да как же они за эти секунды успевают все поменять и переодеться? Но, имея кой-какой инсайт, я не буду раскрывать секрет, пусть он для кого-то останется одним из горячо любимых нами театральных фокусов.

И конечно рассадка зрителей делает существование артистов на сцене невыносимо сложным. Чтобы у зрителя создавалось ощущение наблюдателя через экран монитора, они вынуждены избегать любых взглядов в зал, любого зрительного контакта с публикой. А тут куда не посмотри – везде зрители, и это все же не тот вид театра, когда можно что-то зычно декламировать, глядя куда-то чуть пониже потолка, что сильно ограничивает исполнителей в выразительности. Плюс еще режиссер в погоне за реалистичностью придал обширным диалогам бытовое звучание: артисты не молчат во время реплики другого, они беспощадно говорят одновременно, не дают друг другу закончить, едва уловив мысль партнера, догадываясь о чем идет речь. Но абсолютно все роскошно справляются, не вываливаются из атмосферы, что конечно сильно добавляет спектаклю звездочек во всяких авторитетных рейтингах.

Billie Piper в роли главной героини просто невероятно хороша. Я, признаюсь, знал ее только как не самую очаровательную на мой вкус девушку доктора из сериала «Doctor Who?”, но тут она демонстрирует мощный трагический талант. В такой бытовой истории важны мельчайшие детали, тончайшие эмоции, выносливая физика тела, и она способна все это проявлять. А уж ее сцены с известным партнером Brendan Cowell – просто классика игры. Посмотрите первую сцену, где они забалтывают друг друга, погруженные в мечты и надежды на будущее, а потом на ссору ближе к финалу, и вы обалдеете от широты спектра и уровня взаимодействия.

В общем, это – спектакль, который превратил конвенциональную идею женственности Лорки, его историю о сильной женщине, ждущей и требующей от мира того, что мир ей не дает, в полный шампанского, пиццы, макбуков, политики Трампа, ютуб-туториалов, смузи, веселых пати и других артефактов рай современных людей с его ироничными, бесстыдными, подчас наивными диалогами, который под звуки реквиема, ведущего обратный отсчет, взрывается серьезностью и с треском рушится под воздействием безжалостной издевки природы.

Очень интересный режиссер, с очень приятным языком.
Пошел узнавать про него побольше.
А пока,
5 октября премьера в Москве и 3-го в других городах России.
Будут и повторы в другие дни.
Билеты тут: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/6095/schedule/1

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/340504733065103

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant