Важнейшей ценностью музыки является способность наиболее убедительно передавать ощущения опыта, выходящего за пределы материального мира. Музыка позволяет раскрыть нашу истинную сущность, освободиться от мирских ограничений. И в первую очередь приблизиться к абсолюту и порвать с земным удается религиозно вдохновленным творениям. Их авторы находятся в диалоге не с современниками, не с профессией, не с жанром. Они обращаются напрямую к Богу и тем самым помогают обратиться к нему другим.
Именно этим в первую очередь так значительна программа священной музыки «Lux Aeterna”, которой Теодор Курентзис заполнил сегодня Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Основное отделение грандиозно драматургически скроено, охватывает период от григорианства до музыки Лигети. Здесь Хильдегарда Бингенская (12й век) и Перселл (17й век) переплетены со Стравинским, Пяртом и Шнитке. Все произведения резонируют друг с другом, но перед лицом вечности границ между тем, что было, что есть и что может быть не существует.
Москве повезло особенно, поскольку по окончании основной программы Маэстро сам предложил после небольшого перерыва исполнить для всех желающих остаться вряд ли кому-то до этого момента известное произведение современного композитора Marko Nikodijevic. И таким образом диалог времен продолжился и вышел в настоящее, в 21-й век. Время близилось к часу ночи, поэтому зал заметно поредел. И хотя свободных мест осталось немного, теперь в зале уже можно было хотя бы сидеть. В то время, как на основной программе людьми были облеплены все стены и колонны Собора.
В самом месте проведения конечно же состоит вторая ценность вечера. Концерт в качестве богослужения окончательно утверждает себя «новой» концепцией классического исполнения. Литургические тексты, интегрированные композиторами в сферу искусства, возвращаются в родное пространство. В наш век, когда религиозный кризис достигает апогея, когда духовное подменяется симулякрами, такое взаимопроникновение двух образов служения миссии может стать последней надеждой, тем самым ковчегом.
Вероятно ощущение важности диалога светского с духовным, диалога сквозь время, диалога целиком от первого до последнего звука посвященного греховному состоянию человека и его стремлению к вечности и спасению, послужили основой столь меткого и уместного выбора программы.
Акустика Собора, отзвук и реверберация сводов сделала легендарное пианиссимо хора MusicAeterna воистину божественным. Виталий Полонский должен был сегодня ужаснуться величию своего детища. Хор же звучал совершенно невесомо, спиритически, полностью прорывая пределы бренной оболочки под пристальным вниманием Теодора, который был целиком сосредоточен на эмоциях, особенно подчеркивая в каждом произведении глубокое чувство опасности утратить надежду на спасение.
Тьма ночи за витражами, полумрак в зале, и только музыка, которая может вывести к вечности и спасению.
Музыка, которая и есть тот самый вечный свет —
Lux Aeterna.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/339313229850920
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant