Посмотрел «Ангелы в Америке» из лондонского National Theatre по пьесе великого и ужасного Tony Kushner в постановке Marianne Elliott, который в кинотеатры всего мира снова транслируют волшебники из NT Live. Спектакль этот состоит из двух связанных между собой частей (смотреть одну без другой – не вариант). Само сценическое действие обоих частей превышает 6 астрономических часов, с антрактами выходит за 8. И я, признаюсь, обожаю эпичность, основательность и подробность, но только если она оправдана и не несет целью развлечь и помочь убить время, как большинство эпичных фэнтези, фантастик и прочего. Так что мы имеем в этот раз?
На первый взгляд все эти 6 астрономических часов нам предлагают наблюдать за двумя парами, за их выбором, за трудностями и за тем, как они с этими трудностями справляются. Но будь это типичная драма про взаимоотношения, не было бы шести часов. И уже спустя первые 20 минут понимаешь, что перед тобой нечто большее. История про жизнь и смерть, про любовь и секс, про осознание смертности, про страх перед ней, про несправедливость (как социальную, так и в любви – особенно в любви).
Сначала мы видим очень молодых людей, в которых еще энергии много, а ума мало и которые не должны пока всерьез даже задумываться о смерти, но уже встретились с ней. Испытали «поцелуй ангела смерти». Человек, пораженный инфекцией ощущает как сердце гонит по всему телу зараженную кровь, отчего он чувствует себя грязным. Уже неплохо, правда? Но спустя несколько минут спектакль наводит нас на мысль, что вот рядом человек, который старается жить правильной жизнь, быть прилежным молодцом и умничкой, всем угождать и всем нравиться, что понятно у него не получается, внутри него начинают бурлить процессы, от которых высокодуховный он также чувствует себя грязным. Безо всяких инфекций. Люди, обреченные на одиночество и смерть оказываются в одном пространстве.
Попытка подавить свои внутренние желания приводит к отказу от себя. Отказ от себя – это пустая скорлупа, в которой даже если кто-то очень захочет никогда больше ничего не сможет убить, там все уже мертво. Так пусть хотя бы поведение останется приличным. Притворное счастье – уже лучше, чем ничего. Надо просто продолжать много работать, стремиться стать хорошим, и в конечном счете притворство сможет заменить пустоту жизни. Такова уж наша людская природа.
Другое дело – ангел. Ангел – не человек, его ничего не сдерживает. Так как же человек может бороться с ним? А поединок за натуральность, поединок за жизнь рано или поздно придется начать, и есть высокий риск оступиться. А что происходит с людьми, когда они оступаются в стремлении к идеалу? Правильно: чем сильнее было их желание, тем больше это «лучшее» начинает казаться недоступным.
И так мы остаетмся в одиночестве. Начинаем коллекционировать обрывки и клочки воспоминаний, а потом перестраивать их в мечты. И когда думаем, что наконец спаслись от невыносимой заурядности и лживости нашей жизни, на самом деле перед нами та же самая несчастная заурядность и неискренность, принявшая вид так называемой новизны и правды. И кажется, что единственный выход – это побег в Антарктику, где можно заморозить все свои чувства и построить свой новый мир. И мы учимся смеяться над реальностью, хотя чаще реальность смеется над нами.
Безумие, скажете вы и будете правы. Но весь этот дискурс развивается в первой части спектакля, она называется “Миленниум приближается”, события происходят в 1985 году. Вот-вот разверзнется история, грядет новое тысячелетие, скоро все изменится, старые порядки разрушаются, все старое умирает, ты просто не знаешь, во что ты веришь.
В новом веке все будут сумасшедшими.
Так заканчивается первая часть.
Вторая же носит непривычное для английского языка название “Perestroika”. На сцене появляется большевик, который символизирует потерю ориентиров, коллапс коммунизма, боязнь грядущего, боязнь времени, ненависть к небесам, потерявшиеся страны начинают наращивать некую духовную историю, в которой врожденной духовности ни на грош. Отпустит ли нас прошлое? Успеем ли мы измениться? Если весь мир сошел с ума, то почему-бы мы тоже нет?
Уже никого нет рядом, кроме смерти. Идея любви подменяет любовь, идея слез подменяет слезы. Единственная любовь, подвластная человеку – любовь к большим идеям. И только мечты все еще кажутся безопасными. Однако они помещают слово «свободный» настолько высоко, что никто не может его достигнуть. И в погоне за ним все, что мы можем достигнуть – это точка тотального разочарования, достигнув которой жить становится легче.
В этом заключается двигатель всех человеческих свершений – в опустошении. Люди, опустошенные от любви: от любви друг к другу, от любви бога – пошли мстительные, озлобленные и с разбитым сердцем навстречу свободе. Пошли учиться самой сложной вещи – прощению. Прощение – единственное понятие, где любовь и справедливость в конце концов встречаются.
Это новая жизнь, где все заражены, все чувствуют себя грязными. Человек никогда уже не станет лучше. Все, что видят ангелы – страх. Все, что могут предложить небеса в обмен на века разрушений, ужаса и террора человеку – смерть. Так зачем он так стремится жить? Откуда у него эта патологическая зависимость от жизни, что он не торопится умереть, что он готов покинуть небеса, взять с собой свои болезни, свою смерть и нести их на земле только для того, чтобы жить.
Ответ прост: человеческий дух сильнее тела.
И этот спектакль напоминает о главном. Он, как передачи о ремонте, увлекает тебя игривостью формы, несерьезностью происходящего, вырывает из действительности, помогает задуматься о краеугольных вещах и побуждает сделать важную перестановку (хотя бы у себя в голове).
Весь этот разговор происходит на фоне социально-политического контекста Америки 1985-го года. Америки во времена презрения к либерализму и толерантности. Америки, где нет национальности, только политика .Америки, где нужно сделать выбор: хочешь ли ты быть милым и подчиняться законам? или эффективным и создавать их под свои нужды? Америке, где рай выглядит как Сан-Франциско – невыразимо красивый, что само по себе очень хочется увидеть. Глупо говорить, что даже сейчас для Америки с Трампом этот дискурс вновь стал актуальным. У нас же он просто необходим, запрос в обществе ничем не удовлетворен, поскольку наши верха все еще делают вид, что нам оно неинтересно, все еще заменяют реальность некой духовной историей, где врожденной духовности ни на грош. Именно поэтому в зале там, в Лондоне, и в залах кинотеатров у нас в конце, спустя приключение в 8 часов, спектакль удостаивается стоячей овации.
Для тех же, кто интересуется американским английским, американской культурой, немного знает реалии (Рейгана, мормонов, проблемы дискриминации, дело Розенбергов, и типичный для Америки примат юриспруденции, где адвокаты являются ее верховными священниками) – этот спектакль откроет новые грани и станет еще более интересным.
Примечательно, что разговор на такие важные темы происходит в юмористическом ключе. Каждые 5-10 минут зал разражается даже не смехом, а несдержанным хохотом. И конечно здесь надо отметить, что главный царь и бог этого спектакля – его драматург, несравненный Тони Кушнер. Он создал такой шедевр (блестяще написанный, удивительно смешной, интимный и эпический одновременно), который режиссеру и артистам оставалось просто «не испортить».
Режиссер Марианна Эллиотт, которая ставила уже “War Horse” для National Theatre, тоже транслируемый в кинотеатры всего мира, здесь снова пошла по пути зрелищности. Но при этом не потеряла необходимую пьесе камерность. Поэтому смотреть одновременно небольно и нескучно. Вся история разворачивается в неоновых цветах, бродвейской эстетике, игривая легкость которой отлично оттеняет серьезность затрагиваемых тем и не перегружает излишне громоздкими трактовками.
Артисты же. Ну как тут сказать. Их всего восемь. 5 мужчин и 3 женщины. И они держат зал каждую секунду всех шести с половиной часов действия. Играют сразу несколько ролей (не всегда их даже возможно узнать). Играют драматично, традиционно, но очень хорошо и очень подходяще тексту пьесы. Вроде все говорит за себя, поэтому просто побалую фанатов звездными именами: Andrew Garfield (которого здесь надо видеть), Russell Tovey (знакомый широким массам по сериалу “Шерлок”), Nathan Lane, Amanda Lawrence, James McArdle, Denise Gough, Susan Brown и Nathan Stewart-Jarrett.
Глупо, наверное, предупреждать, что в спектакле есть живая американская речь (со всеми приятными и неприятными моментами), что в спектакле есть размышления о вере, которые могут оскорбить недалеких, и в спектакле есть гей-тема, но я не хочу знать насколько озабоченным нужно быть, чтобы спустя 8 часов диалога на такие темы запомнить там именно это.
Посмотреть можно сейчас (хоть сегодня) во множестве кинотеатров России благодаря Theatrehd.
Показывают обычно по частям.
Билеты на первую часть тут: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/6087.
Билеты на вторую часть тут: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/6088
2-го сентября в Москве покажут сразу две части в один день.
Если вы переживаете, что это слишком долго и тяжело, я всем друзьям объясняю так: каждый акт идет около часа, потом перерыв небольшой и так шесть раз. Но история настолько живая и ненавязчивая, что кажется, что ты как-будто просто шесть серий захватывающего сериала смотришь. Когда «ну вот еще серию и спать». Каждый из нас таким промышлял, так что бояться нечего.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/331090974006479
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant