Животные не целуются!
Посмотрел наконец горячо обсуждаемую "Одержимость" из Barbican Theatre в постановке триумфатора чеховского фестиваля этого года, Ivo van Hove, которую National Theatre транслировал в кинотеатры всего мира, и которую все уже конечно посмотрели, но если нет — это можно наверстать в августе легко, приятно, в отличном качестве и на большом экране с помощью Theatrehd. Билетики тут: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/6195/schedule/1
А теперь к делу,
"Одержимость" Ван Хове – еще один пример, как из кино сделать спектакль. Сначала легендарный Висконти превратил криминальное триллер-чтиво "Почтальон всегда звонит дважды" в стильный кинематографичный черно-белый нуар-роман. И вот теперь, спустя более полувека, Ван Хове трансформировал кино в современную форму греческой трагедии. И тонкость вкуса ему позволила при этом как сохранить верность источникам, так и создать весьма конкурентноспособное обновление в новом жанре.
Итак,
литературно не особенно выдающийся роман кинорежиссер Висконти сильно урезает и создает атмосферное кино, сместив все внимание на эстетику кадра. Ван Хове и вовсе — урезает еще почти вдвое сценарий Висконти и фокусируется на физике движений персонажей. И без того не самый грандиозный текст от этих двойных урезаний становится окончательно ходульным, каждая новая фраза функциональна и скорее порождает чувство неловкости, чем удивления сюжетным поворотом. Но, к счастью, так и было задумано. История про двух любовников-убийц, о двух авариях оборачивается здесь замедленным, медитативным пластическим спектаклем, где на переднем плане физические движения тел, выражающие страсть. Животную страсть.
Снова,
как и везде у Ван Хове, отличная работа с саундом, со звучанием и звучащим. Снова – блистательно реализованная психологическая театральная традиция. Снова – неожиданный и восхищающий своей тонкостью финал (один раз увидев финал его спектакля, вообще кажется, что только так и нужно, и почему так редко его решают именно таким до гениального простым и от этого чарующе эффективным способом). И конечно снова – охватывающий Ван Хове с головой диалог-конфликт двух культур. Только на этот раз не культур разных цивилизаций и разных континентов (как в "Тайной силе"), а культур разного образа жизни: погони за нематериальной свободой против погони за материально-бытовой устроенностью, жизни сегодняшним днем против уверенности в дне завтрашнем.
И таким образом,
богатый событиями сюжет (который вроде такому спектаклю не сильно-то и нужен) становится историей мета-уровня, поиском идеальной для себя формы существования и своего обустроенного рая "с милым в небольшом уютном шалаше" или "на берегу моря даже без ненужных шалашей". Женское конфликтует с мужским. Социальное неравенство закипает. Но завораживает именно то, насколько все действующие лица довольны этой разницей своих мировоззрений. Они не уважают различия, друг другу не завидуют, но довольство своим выбором и убежденность в свое непоколебимой правоте не дает накалу выплеснуться. И все было бы совсем чудесно, если бы даже не капризы, а та самая животная одержимость, охватывающая почти каждого из них. А животные, как точно подмечает сам режиссер, не целуются.
В главной роли, как принято у подобных трансляций, звезда-звезда, сам Jude Law. И да, после его "Молодого папы" мне сложно это говорить, но я – не самый большой ценитель его таланта (наличие которого безусловно отрицать не могу). Как по мне, даже если его заменить – особенно хуже не будет. Возможно даже лучше. Потому что в такой камерной, тягучей и очень простой истории такие имена и затертые лица воспринимаются не иначе как "стреляние из пушек по воробьям". И может, не будь главный исполнитель столь широко известен, не было бы такого перевеса в сторону одного из героев. Но все это уже неизбежная специфика таких масштабных и дорогих трансляций (надо же чем-то привлекать массового зрителя на спектакль, да еще и в кино). А вот Halina Reijn и команда Toneelgroep Amsterdam – чудо как хороши, и пожалуйста, давайте не менять их никогда и записывать спектакли только с ними!
Подводя черту,
далеко не самый лучший, очень небольшой, и скорее затягивающий, чем сбивающий с ног спектакль очень хорошего, крупного и сильного мастера театра. Здесь все сделано одним человеком, масштабом одной личности. И надо признать у этой личности выдающийся интеллект и чувство вкуса грациозно соседствуют с творческой свободой и здоровым "хулиганством". На мой вкус, это один из лучших примеров успешного режиссерского диктата.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/322558688193041
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant