Найти тему
inner emigrant

Старик и море | Васильев, Демидова, Мартынов

Господа, товарищи, братья и сестры.
Незамедлительно спешу довести до вашего сведения, что Анатолий Александрович Васильев призвал Аллу Демидову и Владимира Мартынова и творит в Государственном Академическом Театре имени Евг. Вахтангова такооое, что самое время доставать из долгого ящика последнее и хватать билетов пачку.

Описать этот опыт внятно не получится, так что проявите снисхождение к грешному, пожалуйста. Куда уж мне, когда сам режиссер, лично обращаясь к залу с признанием в любви Юрию Любимову (к 100-летию которого все приурочено), заявляет, что получился даже не совсем спектакль, а скорее акция. А тут еще я, как на зло, увидел вместо акции именно цельный, мощный и подчиняющий спектакль, поэтому дальше, с вашего позволения, буду использовать пошловатенькое, но спасительное слово "представление".

Начинается все зубодробительно. Едва только открывается греческий занавес, как на авансцену с криком "Старик!" врывается Алла Сергеевна Демидова . У нее в руках несколько листов А4 с текстом "Старика и моря" Хемингуэя. Она – рассказчик. И начинает 50 минут читать текст по ролям. То полностью обращаясь к кипе бумаг, то отыгрывая в зал. За эти 50 минут происходит практически ничего, и что важно — ничего не звучит. Разве что иногда можно уловить какие-то низкие басовые откуда-то из субсубконтроктавы, но возможно это просто галлюцинации от напряжения. В зале свет не погашен полностью, оставлен полумрак, как в храме. Систему кондиционирования отключают и по залу начинает гулять запах церковных свечей, что возможно снова плод воображения и кажимость, но учитывая посвящение Любимову и какое-то сакрализованное, ритуальное действо, разворачивающееся на сцене, в этот плод очень хочется верить.

Через 50 минут начинает звучать первая музыка. Со временем она будет нарастать. Она очень легка по конструкции, но при этом идеально оттеняет и эмоционально подпитывает драматичность сценического действия. В наш век, когда музыка звучит всюду (в наушниках, магазинах, на станциях и пр.), композитор Владимир Иванович Мартынов заставляет заслужить свою музыку, удивиться вдруг ее возникновению. До этого же по залу время от времени раздаются тихие перешептывания, что Мартынов вновь всех эпатировал и написал к спектаклю тишину. От столь ожидаемого явления музыки (когда ее уже и не ждешь) она вдруг моментально ввергает в катарсис. В этот момент на сцене стремительно оживает действие, и катарсис до самого финала начинает обретать лавинообразный эффект (от чего три раза публика, утирая рукавом слезы, разражается апплодисментами, приняв зрелищную паузу за финал), обрушиваясь на зрителя и щедро вознаграждая его терпение. То, что в начале (в особенности декорации) может показаться кому-то удручающим, устаревшим и простеньким - в конце работает так, что Чехов из своего же ружья сам бы и застрелился, если бы видел.

Должен заметить, что представление вышло непростое и скорее даже – тяжелое. Временами просмотр не только повергает в слезы глаза, но и причиняет боль в душе (напоминая, что она есть). Васильев здесь, не теряя поиска, неожиданно во всю мощь демонстрирует свою теорию универсальных структур. Вместо игры нас вовлекают в переживание. Напряжение и наэлектризованность в зале нестерпимые. Что странно, поскольку большую половину представления действие отсутствует чуть ли не полностью. Алла Демидова со своей фирменной аристократической статью и печатью мудрости на лице, слегка обыгрывая, просто читает текст, временами поражая интонированием и конечно работой непосредственно с самим текстом.

"Старик и море" - безусловно сложное театральное представление, композиционно включающее идеи и высокие смыслы; приглашающее в разряженное пространство метафизики, где перестают воздействовать обыденные человеческие стремления и страсти.

Как бы мне не хотелось, я к сожалению просто не могу сейчас рассказать самые сочные, яркие неожиданные моменты и лишить всех индивидуального опыта столкновения с ними. Это надо увидеть. Точнее не так. Это надо пережить.
Билетов на сегодняшний показ уже нет, но смело берите на сентябрь. Поговаривают, что осенью музыка Мартынова в почти бессменном исполнении Ансамбля Опус Пост п/р Татьяны Гринденко будет звучать живьем. Не знаю как это возможно, где разместятся музыканты, но уверен, что решение найдется (если уже не найдено) и получится быть может еще заряженнее.

В заключение,
возьму на себя смелость заявить, что это не просто лучший спектакль по "Старику и морю" из всех существовавших и виденных, это – возможно лучший в принципе спектакль по этому произведению (как для тех кто не читал и впервые знакомится, так и для тех, кто знает наизусть) и предпринимать попытки поставить его в последствии как-будто бы бессмысленно вовсе.

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/316741452108098

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant