Найти тему
inner emigrant

Galileo. Опера для скрипки и ученого | Невский, Бодров, Курляндский, Чернегин, Карманов

В очередной раз убедился, что совершенно напрасно люди, которые не слушают музыку современных академических композиторов, ее не слушают. Это интересный опыт встречи с неизвестным, с музыкой в чистом виде. Нет никаких ориентиров, авторитетов, поводырей - произведения еще не успели обрасти ярлыками, трактовками и навязываниями.
А все аргументы в духе "да я в ней ничего не понимаю" - вообще не аргументы, забудьте их как страшный сон. Не нужно заканчивать консерваторию, чтобы наслаждаться музыкой - ровно как не нужно заканчивать литературный факультет, чтобы читать книги современных авторов, получать диплом искусствоведа, чтобы ходить в галерею современного искусства и становится кинокритиком, чтобы смотреть кино современных режиссеров (хотя сейчас некоторые кинокритики удивленно приподняли левую бровь).

К тому же часто первое исполнение окружено большим количеством курьезов (один "сумбур вместо музыки" чего стоит), которые конечно к музыке имеют опосредованное отношение, но много говорят о состоянии общества и опыте переживания слушателей. Так, вчера на первом исполнении "Galileo. Опера для скрипки и ученого" в Электротеатре Станиславский происходили увлекательнейшие разговоры. И оно понятно. Сразу пять (!) современных композиторов предложили свои музыки, которые объединились в одно масштабное произведение. И мало того, что кому-то без программки было проблемно понять где заканчивается один и начинается другой, на услышанное же еще надо было как-то реагировать. А казаться дураками даже в вопросах далеких от наших компетенций мы не любим, чего уж.

"Слушай, а ты поняла что за жесть была в начале?" - тихонько спрашивает о первой части, которой открыл оперу композитор Сергей Невский, свою спутницу молодой человек на выходе. На что получает ответ: "А мне понравилась. Так тонко, словно русалочка вот-вот получила ноги и, едва ступая по песку, выходит на берег". Признаться лично я был ошарашен такой образной трактовкой, поскольку в этой части натурально водят наждаком по барабану (что только добавляет кровожадности и без того пугающей истории об отказывающейся от прекрасного хвоста ради двух нелепых культей русалочке). Но при таком брутальном выборе музыкальных средств, даже неотесанному бесчуственному сухарю вроде меня совершенно невозможно отрицать всеобъемлющую нежность и тонкую взвешененность этой на мой обывательский взгляд очень сложно организованной партитуры.

Часть композитора Кузьмы Бодрова не смотря на то, что музыкально не вызвала культурного шока и скорее должна была успокоить напуганную решениями Невского публику, неожиданно получила сильный эротоманский подтекст. Дело в том, что на фоне его музыки, ученый в образе Галилея читает текст посвященный телескопу, дотошно и скурпулезно смакуя все подробности его устройства и функционирования, отчего по залу начали летать пошлые мысли, сдержанные смешки и многозначительные переглядывания. Уж не знаю был ли такой эффект заложен или "у кого что болит...", но сочетание этих смыслов, усиленное сценическими решениями, с такой формально очень приклассиченной музыкой оказало интереснейшее воздействие.

Абсолютным триумфатором стала часть Дмитрия Курляндского. Вот уж воистину знает композитор, что нужно народу. Как только зазвучал электронный сэмпл и вступила ритм-секция в зале раздается возглас "о, вот и современенькая пошла!" Примечательно, что музыка Курляндского расслабила не только публику, но и всех исполнителей. Музыкантам сложного играть нечего и напрягаться особенно негде, отчего маэстро Чижевский прямо за дирижерским пультом начинает выдавать верхний брейк, полностью завоевывая и без того жадные взоры. Но самая главная метаморфоза происходит с ученым, который и в этой части читает текст прямо на фоне музыки. Жесткий ритм и зрелищные музыкальные решения начинают вдруг раскачивать серьезного ученого, и он бросает наконец читать текст и начинает читать рэп. Когда он доходит до легенды о Буридановом осле, во вконец расслабившемся зале раздается выкрик "Йоу!"

Тут я должен сделать отступление и рассказать, что несмотря на подзаголовок "Опера для скрипки и ученого", ученый тут не поет. Он читает текст с листа от лица Галилея. Более того, в этой роли выступает не актер, а самый настоящий доктор физико-математических наук Григорий Амосов. И у этого есть своя специфика. Безусловно отдать читать текст обывателю, не актеру, настоящему ученому, не умеющему его сценически подать - интересный ход. И наверное было бы вообще здорово, если бы ученый оказался совсем таким книжным червем, читал сумбурно, сбивчиво, холодно, отстраненно, стыдливо и застенчиво. Но видимо богатая практика лекций и конференций научили Григория выступать публично, интонировать и выдавать Комиссаржевскую для привлечения внимания аудитории. И это как мне кажется создает главную сложность восприятию. От этого ему не столько сочувствуешь, сколько хочешь его сжечь. Некоторые композиторы, как Невский (у которого на фоне музыки ученый вообще молчит) и Карманов (где выступает только после финала, подводя скажем прямо не очень нужную черту) вывели его читку за скобки, некоторые как Бодров и Чернегин, искали пути безболезненной интеграции в музыкальную ткань, а Курляндский же решил раскачать ученого до перформера (так что если в России станет одним доктором наук меньше, а одним рэпером больше - вы знаете кого винить). Но по хорошему, это тоже вызов и то как с ним справлялся каждый из композиторов - много говорит и о них и о современности.

А тем временем, неблагодарная функция утихомиривать зал, зажженный и распоясавшийся рэп-батлом Курляндского ложится на хрупкие плечи Kirill Chernegin. И надо признать он легко справляется, погружает в медитативное состояние, под конец превращая закаленных оркестрантов в столярных дел мастеров и встрясая публику внезапными, но очень сильными приемами - ударами молотков и скрежетом бумаги о смычки.

И тут в полную силу разворачивается замыкающий процессию композиторов Павел Карманов, который просто изумляет несвойственной себе музыкой. Как заметили на выходе, "это небесная музыка, просто космос какой-то, вот только жаль в конце опять странное началось что-то". Охотно соглашусь со всем, кроме последней строчки. Финал - самое неожиданное и неимоверно прекрасное в этой небесной музыке. Но справедливости ради надо признать, что мало того, что Карманову достался финал всей оперы, что он сам лично в плаще инквизитора грозно восседает в оркестре (и ему конечно просто необходимо поменять аватар в соц.сетях на фото в этом плаще, где он наконец предстает в своем истинном обличии "композитора-инквизитора"), сценография тут входит в свою кульминацию. Отчего действие становится зрелищнее и получает некоторое усиление. Хотя лично мне кажется, что местами эта зрелищность отвлекает от важного - красивой музыки, мало ли что мне там кажется. Ясно одно, на ближайший концерт на ВДНХ под открытым небом, где Карманов грозится показать весь диапазон своего творчества, от самого раннего до нынешнего, идти уже не просто интересно, а нужно. Захотите присоединиться, буду рад всех увидеть. Вот тут подробности (прямо в разделе "развлечения", что мне кажется очень правильным): http://vdnh.ru/…/razv…/neoklassiki-kontsert-pavla-karmanova/

И конечно ничего бы этого не получилось, если бы не исполнители. Солирует известная покорительница мальчишеских сердец и скрипки Елена Ревич в платье неземной красоты, которое она еще и грациозно несет. Но более важно, что она не просто солирует с неподдельным профессиональным интересом и любопытством (а не из порочных мотивов впечатлить своим талантом), она изначально все это придумала и почти в одиночку воплотила в жизнь. Русская женщина как она есть. Так что, если получившееся произведение когда-то выйдет в аудио-формате, лично мне бы хотелось, чтобы оно трансформировалось в "Оперу для скрипки" (да простит меня почтенный ученый, это было бы справедливо). Дирижирует всем этим властитель муз Филипп Чижевский со своими верными приспешниками - ансамблем "Questa Musica". И как вы понимаете, в таком составе небесные светила вращаются и крутятся с космической красотой. А Ревич с Чижевским становятся полноправным шестым музыкальным соавтором "Galileo". На лицах вышедших на поклон композиторов можно было однозначно прочесть "неужели это я такую круть написал, которую вы сейчас исполнили?"

Сценография Степана Лукьянова оказалась очень сдержана, но при этом весьма привлекательна, даже не взирая на надувающиеся сталагмиты, которые создают излишние ассоциации при подробном описании устройства телескопа. А вот костюмы Анастасии Нефедовой - это просто смак. Про невыносимо красивое платье Ревич не сказал только ленивый (и тут допустим это заслуга самой Ревич, на которую что ни надень), но костюмы инквизиторов на оркестрантах и Чижевском и невероятно фактурно проработанное платье Галилея стали поводом для томных вздохов почти сразу, и вздохи эти не прекращались долго после.

Режиссером оперы выступил лично Борис Юрьевич Юхананов. Сделав весь оркестр инквизиторами, превратив их из музыкальных исполнителей в театральных перформеров, он рисковал самым важным в опере - качеством музыкального звучания, но видимо благодаря профессионализму "Questa Musica" все получилось. И перед нами предстал образ пугающих инквизиторов, подавляющих ученого, отыгрывающих по нему реквием, порой спорящих с ним, порой его игнорирующих, а порой и услужливо аккомпанирующих. В то время как чуть выше во всем белом (то ли в виде небесной музы, то ли в образе вспепримиряющего ангела) царит божественная Ревич. И если первое мне кажется просто любопытным, то второе - абсолютно прекрасным.

Из вещей, которые я сейчас хочу прилюдно уничтожить - это текст. Господа, ну кто его писал? Ну я дипломатично промолчу про многое, в конце концов не это важно и не ради текста все происходит, но как можно заканчивать "я умру в таком-то году, после меня родится мальчик, он добьется того-то и того-то. Мальчиком БЫЛ Исаак Ньютон"? Ну право слово, исправьте, пожалуйста. Согласование времен оно же не только в английском языке, оно и в русском должно быть.

Подводя черту,
если мы в чем-то еще находимся не позади планеты всей, то это безусловно академическая музыка. Поэтому я настаиваю и игривостью интонации этого поста подчеркиваю, что не стоит не ценить то, что имеешь. И не надо делать умное лицо, скрывать зевание и чопорно топырить мизинчик. Только не на музыке современных композиторов. Тут полная анархия, за которой приятно следить и за счет чего развиваться. А события такого масштаба, сочетающие столько громких имен в одной афише, стали у нас без драматической гипертрофированности - уникальными явлениями. Так что приходите, составляйте свое мнение - в музыке нельзя на кого-то ориентироваться. Ее прослушивание - процесс возможно самый интимный в мире (даже интимнее чтения книг). Не говоря уже о том, что сюда можно смело приглашать туристов, экспатов, друзей-иностранцев, уставших от матрешек, люстры Большого и автобусных экскурсий. А уж провести тут незабываемое свидание и предавшись образным трактовкам еще лучше узнать сокрытое друг в друге - сам Юхананов велел.

А теперь к главному:
Все это действо приурочено к открытию нового пространства Электротеатра - театрального двора. Пространство получилось замечательным. Под открытым небом, с виднеющимися соседскими еще незагубленными крышами и трубами. Романтичнее место найти в Москве непросто. Но в связи с открытием, попасть на "Галилея" сегодня в 21:30 нам нереально, даже если кто-то бы успел.
Однако в сентябре начнутся редкие показы. Их будет мало, зал небольшой. Поэтому рекомендую следить и ловить. Не знаю почему театр не вывесил продажу билетов под премьеру, чтобы можно было просто бросить ссылочку со словами "увидимся!", но им виднее. В конце концов действительно событие масштабное, цены несерьезные и продавать тут особенно долго не потребуется.

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/316110775504499

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant