Ну что ж, дорогие грешники,
вот и нам вчера Arte позволили вступить в селения рая.
Полночи смотрел трансляцию "Тангейзера", потом еще полночи курил, и вот что я вам скажу:
Мы получили какой-то pure art, образец, который войдет в учебники по музыкальному театру и будет разбираться/обсуждаться очень долго.
Ромео Кастеллуччи (режиссер) и Кирилл Петренко (дирижер) сделали какую-то абсолютно равновеликую работу, при том, что никто ни под кого не подстраивается, никто никому не мешает.
Но давайте по порядку.
Начну с Петренко, просто потому, что совершенно невозможно таким быть. Оперу, которую знаешь и слышал миллиарды миллиардов раз, он заставляет слушать как в первый. Не самую интересную для слушателя партитуру он способен превратить в любимую. Как правильно кто-то заметил, его секрет в том, что такие понятия, как темп и громкость звука он заменяет на величие и достоинство. Так и есть, мне нечего добавить.
Сама опера Вагнером писалась чуть ли не всю жизнь. Он ее правил, правил, правил и правил. А если верить легенде, то по словам жены, даже за несколько дней до смерти заявил, что "все еще должен миру "Тангейзер"". Опера от этого получилась неровной. В ней намешаны не просто французская и немецкая музыкальные традиции (что так неуклюже решили в МАМТе банальным чередованием языков). В ней с попеременным успехом сталкиваются более ранние и более поздние убеждения Вагнера.
Петренко удалось убрать из партитуры всю неуклюжесть. Он демонстрирует и сводит воедино весь спектр от пышного звучания "грота Венеры" с его головокружительной страстью к текучести, сдержанности и уравновешенности Вартбурга, когда Тангейзер решает уйти в паломничество.
Две полярные стороны Вагнера Петренко объединяет своей внешне непроявляемой энергией. Мощной и свежей энергией. Его филигранные низкие духовые и струнные создают какую-то особую музыку, которая придает направленность и интенсивность мелодическим линиям, расположенным поверх. Почти каждый фрагмент оперы, как только он заканчивается, хочется немедленно переслушать, что учитывая солидную длительность партитуры рискует стать бесконечным процессом.
Ну и кому приводить в движение такие музыкальные силы, как не Кастеллучи? Он - не просто режиссер-художник; не просто красиво и зрелищно создает декорации, свет, костюмы, грим и за их счет - художественные образы. В каждом спектакле он ищет и находит визуальные ответы на духовные вопросы. И именно в этом секрет его гения.
Грот Венеры открывается кучей мерзкой плоти, от которой так стремится избавиться Тангейзер. Вартбург решен движущимися серебристыми пеленами, сквозь которые герои не видят друг друга, обращаясь именно к своим идеализированным образам и представлениям о человеке, вместо самого человека. Но конечно истинная мощь разворачивается в финале. Елизавета и Тангейзер умирают. Их тела размещаются на платформах с подписями "Klaus" и "Anja" (настоящие имена исполнителей - Klaus Florian Vogt (Тангейзер) и Anja Harteros (Елизавета)). Не знаю, как исполнители на это согласились, но это уже какой-то новый уровень театра. Метатеатр, если хотите.
Пока Christian Gerhaher (Вольфрам) исполняет гимн вечерней звезде где-то за пределами слышимости, над телами героев появляется надпись «Hier vergeht eine Sekunde» (проходит секунда) и дальше - проходит месяц, год, тысячелетие, миллион, миллиарды и миллиарды миллиардов лет. Тела героев на платформах заменяются, заменяются и заменяются, имитируя процесс разложения плоти, пока не остаются две груды праха. Которые в конце наконец соединяются. Все это под финальные метания Тангейзера, заканчивающиеся хором младших пиллигримов "Аллилуйя". И в этот момент ты сам, вместе с телами исполнителей, рассыпаешься на атомы до пепла.
Исполнение высшего сорта. Сильный вагнеровский тенор, чувственная Елена Панкратова, несравненная Anja, которая удивляет выбором окрашенности, тончайшими оттенками голоса. Лучше состава представить невозможно.
В общем, с жаром рекомендую посмотреть (к счастью теперь это несложно).
Только имейте в виду, что трансляции и крупные планы спектаклям Кастеллуччи почти всегда не идут. Его спектакли на видео очень теряют. В этот же раз режиссер трансляции творил вообще не пойми что, демонстрируя особый образец как не надо снимать спектакли. Все, что ему удалось - это поклоны и титры. Но не будем судить его строго. Мы все же можем это увидеть, хоть и рекомендую смотреть без очков. И нам никто не мешает это услышать. А дирижер и режиссер тут щедро вознаграждают старания.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/312680985847478
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant