Найти тему
inner emigrant

Северный Ветер | Литвинова. Земфира

Оглавление

Про "Северный ветер" в МХТ им. Чехова подробно, сумбурно и банально, но уж простите. Отзывов мало, попасть сложно, интереса и шума много, дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера. Слишком много звезд сошлись, чтобы отделаться коротенькой писулькой. Итак,

Литвинова – драматург

Опыт это не первый, были сценарии к фильмам своим, диалоги и реплики к фильмам чужим - в общем примерно понятно чего ждать: большого количества юмора, сенситивного абсурда и свежих "литвинизмов" (завораживающие неологизмы от Ренаты, благодаря которым понимаешь, что русский язык конечно великий и могучий, но столько явлений и процессов описать не в состоянии - жуть!) Однако это уже не просто миленькая история про великую троицу "красота-любовь-смерть", захватившую Ренату Муратовну с головой. Это большая семейная сага, охватывающая несколько поколений. Их личную красоту, их личную любовь и смерть их тоже личную. За одним столом собирается все большое семейство, которое по биологическим причинам собраться не могло, и терзается, томится, радуется и страдает, пока за огромным окном взрывается привычная фабрика, несется неудержимое время. Получилась пьеса солидная, серьезная и отнюдь не камерная. Цитат и мемов меньше обычного. Все предыдущие кино-истории здесь нанизаны как жемчужины на ниточку, создавая уже весомое ожерелье.

Литвинова – театральный режиссер

Это, пожалуй самая большая и приятная неожиданность. Рената Муратовна вдруг демонстрирует широкие уверенные мазки большого мастера классического театра. Если без сюжетных спойлеров, то это и сцена с криком, и разрезанное внедренной историей признание в "нелюбви", и минималистичное решение "портала", и "игра в зал". Декорации предельно традиционны - большое окно, двери с разными антикварными ручками и огромный стол, сервированный изящной посудой, фотоаппаратом и неизменным символом - "чучелом хорька", за которым и происходят события. Что говорить, если пурга и метель тут создаются обычным классическим зеркальным диско-шаром, имеющимся в любом доме культуры любого нашего городка. Сдержанные в средствах, но эффектные решения.

При этом, это очень современный и по-хорошему свободный спектакль. Совершенно кинематографичная картина с самолетом, абсолютная безбашенность, неожиданный и тонкий финал. Вместо тысячи слов лучше один пример, который уже до меня проспойлерили, поэтому "невиноватая я": Рената в шлеме расстреливает из пистолета трепещущую новогоднюю елку-шпиона с глазами, сердцем и тайным передатчиком в виде снежинки с криком "Мало, мало безумия! Мало безумия!"

Причем, что особенно важно, это "безумие" тут не вымученно измышлизмами и желанием нарушить как можно больше традиционных театральных канонов. Это все - результат богатого подсознания, пир индивидуальности как она есть, порожденный чувствами, а не головой. От этого все происходит искренне и не может не вызывать такой же искренней реакции в зале. (И на всякий случай: эта сцена с елкой - не просто какой-то там бред, она нужна, важна и не так смешна, как кажется. Если кто видел и не понял (а мне кажется такие есть), могу объяснить одним предложением в личке - не хочу тут спойлерить.) В общем, никогда бы не подумал, но Рената Муратовна чудесно вписывается в современный театральный ландшафт, дополняет и уравновешивает его. Мы с некоторыми оговорками получили почти своего недавно уехавшего Тьерре, только не находящего образы во снах, а проживающего реальную жизнь как сон.

Земфира — композитор

Вообще это законченное предложение и в этом абзаце много расписывать особенно нечего. Фанаты найдут одну заметную музыкальную "цитату", аранжировки теперь не просто менее перегружены - они до гениального нордического примитивизма минималистичны, строги и просты. При этом содержание этого "простого" звучания впечатлит даже не-фанатов. Музыка действие усиливает, укрепляет, подчеркивает, но не замещает, как порой бывало раньше. Такую простоту уравновешивают вкрапления плотного саунда от Mujuice. И при всей красоте, ювелирной выдержанности, нарративности музыки, ее образности и эмоциональности, я не уверен, что возможно вырвать ее из спектакля, воспринимать отдельно. Она сливается с действием, становится дополнительным языком, а значит все получилось.

Исполнители

Очень много Богомоловских артистов, привнесших в спектакль муштру качественного современного театра. Понятно, что надо бы отметить Евгения Перевалова, который делает очень важную и органичную работу. Не обозначить наконец-таки большую и фактурную роль легендарной Раисы Максимовой - вообще преступление. Но во-первых, это уже сделала Рената - почтение к возрасту, умение делать его красивым, живым, немузейным она начала демонстрировать очень давно. А во-вторых, сама пьеса писалась Литвиновой под конкретных людей. Персонажи - это и есть артисты. Они и есть большая семья разных поколений за одним столом. И невозможно, а главное и не нужно кого-то выделять. Как там говорили в детстве - это как пальцы одной руки, какой не отрежь... Сама Рената уступила место, появляется редко, но метко. Кого играет - не скажу (да тут так сразу и не скажешь). Может быть заменена (опция такая есть). И меня сейчас конечно закидают камнями, однако в ее отсутствие спектакль конечно потеряет шарма, но никак не разрушится (слишком надежные плечи держат все остальное), а это еще один звоночек, что все случилось правильно. И уж простите, я просто пользуясь случаем поздравлю тут Дарью Давыдову с готовым концертным номером. Это было невообразимо круто и очень смешно.

Гоша Рубчинский – костюмер

Ох, про это столько говорят, про это столько пишут. А я в этом ну просто ничегошеньки не понимаю. Скажу так: костюмы в спектакле лишнего внимания не съедают, от действия не отвлекают и ощущение подиума дома высокой моды не создают. А значит - очень хорошие костюмы.

Подводя черту,

Это спектакль про любовь.
Это спектакль про смерть.
Это спектакль про то, чего мы все так ждем.
Это спектакль про то, чего мы все так боимся.
Каждый того или иного.
Каждый по-своему.

Фанатам и ценителям творчества Ренаты Муратовны будет просто счастье. Но и фанатам и ценителям русского театра обязательно нужно посмотреть. Точно есть на что.

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/307510393031204

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant