Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, счастливым и умеющим хорошо разговаривать. Сказать по секрету, логопеды тоже волнуются за своих детей и используют немало приемов по развитию речи дома.
Что нужно ребенку, чтобы научиться говорить? Помимо того, что дано природой, ему нужно слышать речь. Казалось бы, как просто! Включил телевизор и занимайся своими делами. Вот только ребенок лучше воспринимает и быстрее начинает понимать речь самых близких людей, и в первую очередь мамы. Это связано с тем, что высота маминого голоса на первых порах улавливается незрелым мозгом лучше. А если мама говорит о том, что делает в данный момент, то ребенок очень быстро научится понимать речь. («Возьмем мыло. Намочим его. Намылим руки. Смоем мыло водой. Вот какие чистые руки! Руки чистые, но мокрые. Где наше полотенце? Вот наше полотенце. Давай вытрем руки полотенцем».) Полноценная речь может сформироваться только на основе хорошего понимания слов и фраз. Разве можно произнести слово, которое никогда не слышал? Прежде чем ребенок попробует произнести новое слово, он должен услышать его многократно (не менее 20 раз, а иногда 100 раз!).
Хорошо помогают в развитии понимания речи, а заодно и памяти, различные просьбы и задания. Например, покажи мячик (для годовалого малыша), найди на столе ручку и отдай брату (для ребенка полутора лет). Ребенок потерял любимую машинку? Подскажите (а не покажите!), где она лежит. Труднее детям запоминать и понимать длинные инструкции с обозначением пространственного расположения предметов. На комоде, справа от вазы лежит толстая книга с синей обложкой, принеси ее, пожалуйста, положи на диван. Если ребенок легко выполняет подобные задания, то можно говорить об очень хорошем понимании речи.
Не сюсюкайте, произносите все слова правильно, даже если ребенку один месяц. Следите за своей речью и требуйте того же от бабушек и друзей. Ребенку будет легче и быстрее научиться узнавать в потоке речи слова, если их произносят без искажений. Как правильно: сапка, шапка, шапотька, шапочка, сапотька? Запутались? А маленькому ребенку разобраться еще сложнее.
Как-то раз на занятии пятилетняя девочка смотрит на нарисованный фен и говорит: «Мне мама волосики сушила, а как называется, не сказала». Называйте детям все, что их окружает, рассказывайте о назначении этих предметов, по возможности давайте детям с ними поиграть или хотя бы потрогать. Когда знакомите с новым словом, то нужно не просто произнести его несколько раз, а показать ребенку, как оно употребляется. Ведь в зависимости от рода, числа и падежа слова звучат по-разному. Поэтому произнесите пару-тройку фраз с новым словом так, чтобы у него были разные окончания. (Что это у Кати? Да это же лейка! С какой красивой лейкой вышла сегодня Катя! Интересно, есть ли вода в лейке? Катя, ты дашь нам подержать леечку? У нас такой лейки нет.)
Играя с малышами, взрослые изображают голоса зверей и птиц. Не пренебрегайте звукоподражаниями, используйте их как можно чаще, побуждайте ребенка их произносить («Как лает собачка?») Эти короткие слова проще произнести, они служат прекрасным материалом для тренировки речевого аппарата, помогают ребенку овладеть правильным произношением.
Многие знают, что игры детей с мелкими предметами способствует не только развитию ловкости пальцев, но и стимулируют речь. Объединяя речь и движение эффект увеличивается многократно! Ребенок расшалился и бросает кубики? Используйте это для развития речи. Поставьте корзину и бросайте кубики вместе, но обязательно каждый раз во время броска говорите: «Бах!» Надоело бросать кубики? Возьмите резиновые игрушки и бросайте их в таз с водой, при этом радостно кричите: «Бульк!» Если нужно, то придумывайте свои звуки, но старайтесь озвучивать каждое движение.
Если у малыша получилось новое слово, то радуйтесь, хлопайте в ладоши, хвалите, целуйте, звоните бабушке и рассказывайте, какой он молодец. Ребенок обязательно захочет порадовать Вас и другими словами.
Первые слова ребенка несовершенны. Одно и то же маленькое слово может означать многое. До тех пор пока ребенок не овладеет развернутой речью, понятной для окружающих, можно рекомендовать такой прием. Ребенок произносит какую-то простую фразу или одно слово, а маме следует повторить эту фразу, но правильно и в развернутой форме, хорошо добавить еще одно-два предложения подходящих к ситуации. Например, малыш говорит: «Папа тутит». Мама реагирует на эту фразу так: «Да. Папа стучит молотком. Тук-тук – стучит молоток. Сейчас папа возьмет гвоздик и еще постучит. У тебя тоже есть молоточек. Возьми свой молоток, постучи, как папа».
Маленькие дети используют все возможности, чтобы окружающие их поняли, в том числе и жесты. Иногда делайте вид, что не понимаете жесты, подождите, пока ребенок попросит словом.
Обязательно много читайте ребенку. Читайте и сказки, и стихи, и рассказы. Ребенок будет запоминать слова и фразы из прочитанных книг и использовать их в своей речи. Объясняйте значения незнакомых слов, используйте для этого как можно больше синонимов. Чем младше ребенок, тем проще и короче должны быть стихи и сказки. Чтение слишком сложного текста («Бородино» М.Лермонтова для ребенка трех лет) и тем более его заучивание может вызвать у маленького ребенка заикание. Относитесь серьезно к выбору детской литературы. Прислушивайтесь к желаниям ребенка.
Взрослый служит ребенку образцом, подражая которому ребенок овладевает речью. Только Вы можете помочь ему в этот трудном деле.
Понравилась статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.