"Кому на Руси жить хорошо?" в ГОГОЛЬ-ЦЕНТРЕ порабощает.
Многие обвиняют Кирилла Семеновича в неприкрытой оппозиционности. Обвиняют либо явно, либо исподтишка - мол, каждый его спектакль - социальный плакат, и далее в том же духе.
Но тут он берет к постановке произведение, которое само всем плакатам плакат и не только не подчеркивает, а напротив - убирает оттуда идеологичность.
Кажется, режиссер во время постановки сам не знал ответа на заглавный вопрос, он весь спектакль ищет, иногда сворачивает в тупики.
Или это хорошо спланированная имитация поиска и очередной виртуозный театральный обман, или же Кирилл Семенович добился той самой безусловной театральной правды, когда ты не соучаствуешь чужому нарративу, а сам в этот нарратив приглашен.
Пространство сцены открытое, просматриваемое - само по себе бескрайнее и широкое русское поле. Все свойственные Серебренникову сценические "перегрузы" тут сведены к мимуму. Декорации почти минималистичны, но при этом многозначительны и сильны. Тут и типичный потертый забор, по надписям на котором мы познаем силу русского духа. И колючая проволока этот забор бережно охраняющая - то ли от того, чтобы враг не пролез, то ли от того, чтобы свой не вылез. И конечно ярчайший образ - нефтегазовая труба, которую мы все любим, обнимаем, заботимся о ней в надежде урвать хоть пару капель, которых с лихвой хватит аж на целое ведерко водочки.
Первое действие, заявленное как "Спор", открывается сразу презентацией русских мужиков (которые вообще-то никогда хорошо и не жили, чтобы понимать о чем говорят) пытающихся понять так кому же на Руси жить хорошо. И в первую же секунду очевидным становится ответ "да никому!". Но Кирилл Серебренников делает неожиданное. Обозначив этот очевидный ответ в первой секунде спектакля, он от него отходит и начинать искать другой, более сложный. И к концу первого действия ответ нащупывается (к большому удивлению для меня):
"Хорошо на Руси живется тому, кто счастлив".
Попробуй с этим поспорь.
Третье действие, обозначенное как "Пир на весь мир", посвящено уже поиску ответа на новый, уточняющий вопрос "А кто на Руси счастлив-то? Можно ли тут вообще счастливым быть? Мешает ли кто?". С этим режиссер обратится и к персонажам, и к хваленному "женскому счастью" и к самому залу. И тут ответ нашелся (к еще большему моему удивлению). Хотя сейчас, когда он стал известен, очень хочется его забыть и сделать вид, что ничего не находилось.
Между первым и третьим есть особое второе действие - "Пьяная ночь". По расширившемуся под воздействием целительного алкоголя полю, далеко за пределы сцены, прямо в зрительный зал бредут мужики, слыша зовущие голоса и отголоски, которые одновременно и реальны и воображаемы. Вообще описывать это действие словами - бестолковая затея (каюсь, я просто перефразировал буклет). Весь акт сформирован одним человеком - композитором Ильей Демуцким.
Готов поклясться, он сочинил не музыку к этому действию, он сочинил весь этот акт. Не сделай он этой музыки или сделай ее иначе - не было бы вообще этого особого второго действия никогда. А без него невозможно представить спектакль. Он будто весь нанизан на это действие. Действие, раскрывающее один из краеугольных вопросов нашей русской ментальности.
И да, список музык, которые почему-то невозможно купить в Айтюнс, а очень хочется, пополнился.
В холодном остатке, не смотря на утонченность "Мертвых душ", эстетский оргазм "Кафки", зрелищное изящество "Сна в летнюю ночь", "Кому на Руси жить хорошо?" стал для меня самым сильным и обязательным к просмотру каждому спектаклем Серебренникова в Гоголь-Центре.
Он легкий (хоть и продолжительный), он местами интерактивный, но в этих простоте и заигрывании есть обезоруживающая гениальность (и это не для красоты слова, я про вполне конкретную).
Хотя после каждого спектакля я говорю, что вот этот точно лучше.
И это при том, что еще не был на "Машине Мюллер" (это скоро поправим), Метаморфозах (о, горе мне!) и "Обыкновенной истории", например.
Спасибо!
Сегодня на Руси было жить очень хорошо!
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/302633900185520
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant