Найти тему
inner emigrant

Кафка | Серебренников

Наконец после долгих стараний протиснулся на "Кафку" Печейкина/Серебренникова в ГОГОЛЬ-ЦЕНТР.

Спектакль под стать герою - монументальный. И если продолжительность более трех часов проходит незаметно, а временами и играючи, то вот эссенция смыслов и образов напрямую обращается: "Напряги мозги, если они есть!"
Расслабиться сложно. На сцене происходит химическая реакция из самого Кафки, его родных и знакомых, его персонажей. Все реагенты повышенной плотности, требуют к себе самого пристального внимания.

Главный драматург всея Руси и "Гоголь-центра" в частности, кумир миллионов, надежда и компас земной, Валерий Печейкин, провел титаническую работу. Досконально погрузился в мутную биографию и пучину образов автора едва сопоставимого по масштабу с кем либо, и вынес нам на свет из этой пучины жемчужину: Кафка считал, что все люди в мире хорошие и нормальные за исключением одного неправильного и ненормального - его самого.

Сделав это наблюдение краеугольным камнем спектакля, драматург проводит двойную сплошную между богатым, насыщенным, обворожительно пугающим внутренним миром и таким до гениального простым, нравственным и правильным миром окружающим. Кафка заперт в своем мире и не может найти возможности взаимодействовать с окружающим его "раем" иначе как через литературу.
Да и ту возможно стоит бы сжечь.

Кирилл Серебренников развернул это наблюдение более острым углом. Весь "реальный" окружающий мир - душный, зашоренный, невыносимо нравоучительный, не готовый и не желающий понимать и принимать чужую индивидуальность. Единственный способ борьбы с царящей вокруг пошлостью и посредственностью - уйти в себя, выпустить наружу своих демонов. Они фактурнее, честнее, интереснее, живее самых живых.

При этом большую часть режиссерской работы получается делает драматург. Кирилл Семенович тактично оставляет ему пространство и концентрируется на художественно-визуальной стороне. Это все еще классический театр, но уже с очень вкусной насыщенной, медийной эстетикой и неизменно живым саундом. Единственный вопрос, ответ на который так и остался загадкой - интересен и смотрибелен ли в принципе этот спектакль тем, для кого Кафка - не более чем звук, фамилия кого-то из сонма великих? Можно ли выжить объемное первое действие не узнавая персонажей и не распознавая как именно решен образ великого писателя 20-го века? Второе действие этот вопрос немного притупляет - оно зрелищное, традиционно театральное, с эффектными мизансценами и приятным бонусом для зрителя. Но вот можно ли до него дожить, если Кафку не читал?

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/298078423974401

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant